7. Формирование мощной национальной банковской системы, способной служить эффективным механизмом денежно-кредитной политики.
8. Вытеснение денежных суррогатов, сокращение неплатежей и неденежных форм расчетов. Во-первых, это один из наиболее емких источников для дополнительных инвестиций и бюджета (по оценкам, в неплатежах и бартере сегодня заморожены доходы экономических агентов в объеме около 10% ВВП). Во-вторых, бартерные операции и оборот денежных суррогатов стали одной из наиболее криминализированных сфер экономики, включая уход от налогообложения, теневое предпринимательство и т. п.
9. Сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. Сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов один из наиболее крупных возможных источников капитальных вложений в российскую экономику.
10. Повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.
11. Урегулирование проблемы государственного внешнего долга.
12. Преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем связана не столько с недостатком ресурсов, сколько с недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственника.
Для ослабления этих ограничений необходимо, по крайней мере повысить прозрачность за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности, обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, снизив их потенциальные риски до приемлемого уровня.
Очевидно, что определяется круг первоочередных задач среднесрочного периода. Прежде всего, необходимо выделить разработку и реализацию активной структурно-инвестиционной политики, ориентированной на формирование прогрессивного облика российской экономики. При этом необходимо эффективное разрешение, по крайней мере, следующих проблем:
обеспечение высокого уровня инвестиционной активности на всем протяжении среднесрочного периода, которое предполагает формирование соответствующего объема материальных и финансовых ресурсов, ориентированных на инвестиции, создание привлекательных условий для перевода сбережений в инвестиции и создание соответствующего потенциала отраслей инвестиционного комплекса;
создание эффективного механизма перелива капитала по направлениям, приоритетным с точки зрения стратегических интересов государства, а не текущих интересов хозяйствующих субъектов (для этого необходимы обоснованная долгосрочная стратегия социально-экономического развития и адекватный механизм государственного воздействия на этот процесс, аналогичный существующим в других странах);
создание благоприятных условий для модернизации производственного аппарата на основе повышения инновационной активности и развития технологий ресурсосбережения;
сохранение и развитие материальной базы инвестиционной деятельности отраслей отечественного инвестиционного комплекса.
Важнейшей предпосылкой осуществления активной структурно-инвестиционной политики в среднесрочной перспективе, поддержания высокого уровня внутреннего производственного и потребительского спроса, существенного повышения доходов основной массы хозяйствующих субъектов и населения является совершенствование системы налогообложения и оплаты труда, конструктивное решение проблемы соотношения внутренних и внешних источников покрытия платежеспособного спроса (последнее особенно актуально в свете предстоящего вступления России в ВТО).
Для решения задач модернизации производственного аппарата и инновационного развития экономики страны актуальной становится проблема создания эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, с учетом перспективных оценок потребностей в их профессионально-квалификационном составе.
Рациональное сочетание всех элементов социально-экономической политики и ее увязка с адекватной политикой макроэкономического регулирования в нынешних российских условиях невозможны без создания системы индикативного планирования2. Именно в рамках этой системы на основе комплексных прогнозов могут быть сформированы различные инвестиционные и социальные программы, ориентированные на решение поставленных задач, и предложены гибкие рычаги управления социально-экономическим процессами с учетом необходимости обеспечения безопасности страны и активизации инновационной деятельности.
С одной стороны, страны, где эти группы совпадают, переживают периоды подъема. С другой стороны, в элите первого типа можно находиться не обладая качествами элиты второго типа. К числу этих качеств, очевидно следует отнести трудолюбие, энергичность, решительность, определенную склонность к осознанному риску, умение управлять, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и т. п. Вполне естественно, что такими качествами могут преимущественно обладать только люди «сами создавшие себя и свое дело», а не в результате практически бесплатной «прихватизации» наиболее продуктивной части национального богатства.
Как показывают социологические исследования, первое поколение предпринимателей, сформировавшееся на рубеже 80-90-х годов прошлого века и добившееся успеха осознает, что им необходимо политическое представительство, и некоторые из них готовы пойти в политику. Если этот процесс начнет принимать массовые формы, он, безусловно, окажет огромное влияние на российскую политическую и экономическую жизнь. В политику придут люди, которые знают, что такое ответственность, проблемы, которые они будут поднимать и решать, будут носить не абстрактно-теоретический (или «нашептанный благодетелями извне»), а жизненно важный для страны характер.
Эти люди владеют современными навыками управления и внедрение этого опыта в политику безусловно принесет позитивные результаты. Но для этого необходимо, чтобы ныне правящая элита «раскрылась», и приняла в себя новых членов.
Симптомами кризисного состояния механизма формирования российской экономической элиты в 90-е годы было превращение государственных институтов в инструмент олигархической власти в форме манипулируемой демократии, так и противостояние государства и частного бизнеса. Пополнение экономической элиты до сих пор идет за счет победителей в конкуренции за политическую ренту, обеспечиваемую необоснованной (с народнохозяйственной точки зрения) и избирательной благосклонностью государственной власти к отдельным экономическим субъектам. Катализатором такой конкуренции послужила первоначально приватизация государственной («общенародной») собственности.
Следует обратить внимание на то, что бизнес-элита, сложившаяся на этапе первоначального накопления капитала в России, прежде всего вследствие принятых механизмов приватизации, не пожелала оказаться в числе лиц, инициирующих и поддерживающих процесс структурно-технологической модернизации национальной экономики. Они, по существу, довольствовались извлечением сверхприбыли при эксплуатации доставшихся им практически за бесценок экономических активов.
В чем же может состоять конструктивная роль современного и будущего российского бизнес-сообщества в процессе модернизации национального хозяйства? Прежде всего, в понимании того неоспоримого факта, что большинству из его представителей (и их потомков) предопределена жизнь на территории государства, называемого Россией. В связи с этим конструктивной линией поведения этого слоя населения представляется, в первую очередь, активное участие в создании экономических условий и предпосылок, препятствующих возникновению масштабных социально-экономических кризисов не только на пространстве страны в целом, но и в региональном и международном аспекте.