Повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.


7. Формирование мощной национальной банковской системы, способной служить эффективным механизмом денежно-кредитной политики.
8. Вытеснение денежных суррогатов, сокращение неплатежей и неденежных форм расчетов. Во-первых, это один из наиболее емких источников для дополнительных инвестиций и бюджета (по оценкам, в неплатежах и бартере сегодня заморожены доходы экономических агентов в объеме около 10% ВВП). Во-вторых, бартерные операции и оборот денежных суррогатов стали одной из наиболее криминализированных сфер экономики, включая уход от налогообложения, теневое предпринимательство и т. п.
9. Сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. Сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов один из наиболее крупных возможных источников капитальных вложений в российскую экономику.
10. Повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.
11. Урегулирование проблемы государственного внешнего долга.
12. Преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем связана не столько с недостатком ресурсов, сколько с недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственника.

Для ослабления этих ограничений необходимо, по крайней мере повысить прозрачность за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности, обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, снизив их потенциальные риски до приемлемого уровня.

Очевидно, что определяется круг первоочередных задач среднесрочного периода. Прежде всего, необходимо выделить разработку и реализацию активной структурно-инвестиционной политики, ориентированной на формирование прогрессивного облика российской экономики. При этом необходимо эффективное разрешение, по крайней мере, следующих проблем:
обеспечение высокого уровня инвестиционной активности на всем протяжении среднесрочного периода, которое предполагает формирование соответствующего объема материальных и финансовых ресурсов, ориентированных на инвестиции, создание привлекательных условий для перевода сбережений в инвестиции и создание соответствующего потенциала отраслей инвестиционного комплекса;
создание эффективного механизма перелива капитала по направлениям, приоритетным с точки зрения стратегических интересов государства, а не текущих интересов хозяйствующих субъектов (для этого необходимы обоснованная долгосрочная стратегия социально-экономического развития и адекватный механизм государственного воздействия на этот процесс, аналогичный существующим в других странах);
создание благоприятных условий для модернизации производственного аппарата на основе повышения инновационной активности и развития технологий ресурсосбережения;
сохранение и развитие материальной базы инвестиционной деятельности отраслей отечественного инвестиционного комплекса.
Важнейшей предпосылкой осуществления активной структурно-инвестиционной политики в среднесрочной перспективе, поддержания высокого уровня внутреннего производственного и потребительского спроса, существенного повышения доходов основной массы хозяйствующих субъектов и населения является совершенствование системы налогообложения и оплаты труда, конструктивное решение проблемы соотношения внутренних и внешних источников покрытия платежеспособного спроса (последнее особенно актуально в свете предстоящего вступления России в ВТО).
Для решения задач модернизации производственного аппарата и инновационного развития экономики страны актуальной становится проблема создания эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, с учетом перспективных оценок потребностей в их профессионально-квалификационном составе.
Рациональное сочетание всех элементов социально-экономической политики и ее увязка с адекватной политикой макроэкономического регулирования в нынешних российских условиях невозможны без создания системы индикативного планирования2. Именно в рамках этой системы на основе комплексных прогнозов могут быть сформированы различные инвестиционные и социальные программы, ориентированные на решение поставленных задач, и предложены гибкие рычаги управления социально-экономическим процессами с учетом необходимости обеспечения безопасности страны и активизации инновационной деятельности.


Задания для самопроверки

  1. Как Вы понимаете мысль автора о том, что для решения проблем модернизации экономики должна быть достигнута консолидация общества на трех уровнях? Имеется ли это условие сегодня?
  2. Выберете один из двенадцати элементов стратегии модернизации, предлагаемых автором, и раскройте его содержание в эссе, обосновав почему данное условие является необходимым для модернизации страны.






Лекция восьмая
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ:
проблемы и перспективы.

Если ранее под «человеческим фактором» экономического развития понимались, прежде всего, чисто экономические категории типа: профессионально-квалификационный состав занятых, производительность труда, материальная заинтересованность и т. п., то сегодня обсуждение этого понятия сместилось в сферу исследований политологии, социологии, юриспруденции. Оно во все большей степени ассоциируется с терминами «политическая элита», «экономическая, или бизнес-элита», «коррупция», «бюрократия», «криминализация» и др.
Охарактеризуем вкратце потенциальную роль этих категорий в процессе модернизации российской экономики. Начнем, естественно, с элит, поскольку перспективы развития российской экономики напрямую зависят от линии поведения этой группы граждан страны.
Есть два широкоупотребляемых толкования понятия «элита». Первое это совокупность людей, принимающих решения. Второе это совокупность лучших людей страны, людей, нормы поведения которых воспринимаются обществом как правильные. Эти понятия находятся в определенной взаимосвязи, взаимопересечении друг с другом.

С одной стороны, страны, где эти группы совпадают, переживают периоды подъема. С другой стороны, в элите первого типа можно находиться не обладая качествами элиты второго типа. К числу этих качеств, очевидно следует отнести трудолюбие, энергичность, решительность, определенную склонность к осознанному риску, умение управлять, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и т. п. Вполне естественно, что такими качествами могут преимущественно обладать только люди «сами создавшие себя и свое дело», а не в результате практически бесплатной «прихватизации» наиболее продуктивной части национального богатства.
Как показывают социологические исследования, первое поколение предпринимателей, сформировавшееся на рубеже 80-90-х годов прошлого века и добившееся успеха осознает, что им необходимо политическое представительство, и некоторые из них готовы пойти в политику. Если этот процесс начнет принимать массовые формы, он, безусловно, окажет огромное влияние на российскую политическую и экономическую жизнь. В политику придут люди, которые знают, что такое ответственность, проблемы, которые они будут поднимать и решать, будут носить не абстрактно-теоретический (или «нашептанный благодетелями извне»), а жизненно важный для страны характер.

Эти люди владеют современными навыками управления и внедрение этого опыта в политику безусловно принесет позитивные результаты. Но для этого необходимо, чтобы ныне правящая элита «раскрылась», и приняла в себя новых членов.
Симптомами кризисного состояния механизма формирования российской экономической элиты в 90-е годы было превращение государственных институтов в инструмент олигархической власти в форме манипулируемой демократии, так и противостояние государства и частного бизнеса. Пополнение экономической элиты до сих пор идет за счет победителей в конкуренции за политическую ренту, обеспечиваемую необоснованной (с народнохозяйственной точки зрения) и избирательной благосклонностью государственной власти к отдельным экономическим субъектам. Катализатором такой конкуренции послужила первоначально приватизация государственной («общенародной») собственности.
Следует обратить внимание на то, что бизнес-элита, сложившаяся на этапе первоначального накопления капитала в России, прежде всего вследствие принятых механизмов приватизации, не пожелала оказаться в числе лиц, инициирующих и поддерживающих процесс структурно-технологической модернизации национальной экономики. Они, по существу, довольствовались извлечением сверхприбыли при эксплуатации доставшихся им практически за бесценок экономических активов.
В чем же может состоять конструктивная роль современного и будущего российского бизнес-сообщества в процессе модернизации национального хозяйства? Прежде всего, в понимании того неоспоримого факта, что большинству из его представителей (и их потомков) предопределена жизнь на территории государства, называемого Россией. В связи с этим конструктивной линией поведения этого слоя населения представляется, в первую очередь, активное участие в создании экономических условий и предпосылок, препятствующих возникновению масштабных социально-экономических кризисов не только на пространстве страны в целом, но и в региональном и международном аспекте.



Содержание раздела