МИРОВОЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ


Для этого необходимо решить целый ряд задач теоретического, методологического и прикладного характера.:

  • разработка единого социально-экономического подхода к исследованию и регулированию регионального развития, основанного на интеграции экономических факторов, определяющих размещение производства с комплексом социальных факторов расселение, урбанизация и др.;
  • идентификация типов региональной политики и структур их социально-экономического обоснования в привязке к проблемным комплексам регионального развития;
  • разработка системной концепции региона как развивающегося единства городского ядра и организуемой им территории;
  • исследование межрайонной вариации экономических и социальных индикаторов регионального развития;
  • разработка стратегий регионального развития и механизмов их реализации (региональные программы, стратегические планы, управление собственностью, участие предприятий в развитии инфраструктуры и др.).

Несомненно, характер и содержание региональной политики в значительной мере определяются системой ее целей. В стратегическом, долгосрочном плане такая система может включать сегодня следующие ориентиры:

  • сбалансированное демографическое развитие субъектов РФ и муниципальных образований на основе обеспечения занятости, необходимого набора социальных услуг и качества окружающей среды каждому гражданину независимо от места жительства;
  • повсеместное стимулирование хозяйственной активности при условии поддержания необходимого баланса между регионами и городами;
  • создание «гуманитарного противовеса» рынку системы демократических процедур, позволяющих достойно учесть, наряду с экономическими, социальные, экологические, культурные и другие ценности и цели;
  • недопущение чрезмерных различий между регионами.

Как уже отмечалось, социальные и экономические условия в регионах Российской Федерации существенно различаются, хотя с некоторой условностью их можно объединить в некоторые «макрозоны», естественно не только по географическим и природно-климатическим признакам, но и по социально-экономическим. К примеру, можно выделить «зоны нового освоения» - это Сибирь и Дальний Восток; «старопромышленные районы» - Европейская часть и Урал; «аграрная зона» Юга России; «узлы инновационного развития» - г. Москва и другие научные центры. Можно выделить и «окраинные зоны» - Калининградская область и Приморский край, где существуют свои специфические проблемы.

В этой связи, при общей направленности региональной политики ее конкретное содержание должно определяться с учетом специфики объекта.
Работы, проводившиеся в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН в связи с исследованием перспектив развития отдельных регионов России позволили получить ряд результатов содержательного характера по вопросам региональной политики.
Так, основными принципами освоения зоны Севера должны быть: 1) отказ от постоянного заселения территорий с экстремальными условиями жизни; освоение их ресурсов преимущественно вахтово-экспедиционными и сезонными методами с минимальным привлечением рабочей силы; 2) плавное и осмотрительное освоение территорий Ближнего Севера; 3) в эту систему должна быть вписана традиционная хозяйственная деятельность коренных народов Севера.
В то же время, скажем, для Якутии проблемы модернизации анализировались в разрезе трех экономических зон. 1) зона разработки неконкурентоспособных ресурсов: истощающиеся месторождения золота, олова и других полезных ископаемых. Здесь речь может идти, главным образом, о процессе переселения соответствующего населения, который уже полтора десятка лет развивается стихийно. 2) зона концентрации экспортных производств: ареалы Мирного и Нерюнгри. Для этих районов всего важнее серьезная проектная работа, включая международный маркетинг ресурсов и оценку их геологических перспектив.

3) «центральное ядро» - основной ареал расселения якутского народа. Для этой зоны должна быть найдена своя «формула» экономической базы. Важную роль должна сыграть оценка потенциальной эффективности сельского хозяйства и развитие малого предпринимательства.



Огромную роль могли бы сыграть достройка Амуро-Якутской магистрали и республиканская программа газификации села.
В «старопромышленных» районах первоочередной является задача модернизации и повышение конкурентоспособности производственного аппарата и продукции, совершенствование маркетинговой деятельности с целью поиска «рыночных ниш» как внутри страны, так и за рубежом.


В «зоне Юга» наиболее проблемными являются республики Северного Кавказа. Здесь первоочередными являются задачи создания условий для поддержания политической и социальной стабильности, борьбы с бедностью, создания новых рабочих мест.
Важнейшую роль в процессе модернизации российской экономики призваны сыграть крупные города и научные центры. Ведь именно они выступают как «оптимальная окружающая среда» инновационной деятельности, базирующейся на интенсивных контактах большого числа ученых и специалистов.
Переход к инновационному развитию означает, прежде всего, реструктуризацию реального сектора Соответствующие программы могут разрабатываться на основе конкретных предложений по производству новой продукции и внедрению новых технологий. Четкая процедура реализации таких предложений действует в ФРГ. Она охватывает все стадии, начиная со сбора рыночной информации и подготовки кадров и кончая проектированием новых предприятий и страхованием рисков.

Финансируются подобные программы из специальных венчурных фондов, создаваемых совместно биржами труда и центрами распространения новых технологий.
Необходимость территориального подхода к реструктуризации предприятий обусловлены и тем, что их собственные возможности ( в т. ч. и в части дальнейшего наращивания экспорта) в значительной мере исчерпаны и, следовательно нужны структуры более высокого уровня. В Западной Европе подобную функцию последовательно исполняли агентства регионального развития, центры деловых услуг и местные центры занятости. Результатом этой работы стали сети малых и средних предприятий, активно взаимодействующих с муниципалитетами.
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что вопросы перспективного развития России должны решаться не столько на теоретических принципах осуществления всеобщего «рыночного саморегулирования» на пространстве государства, сколько на осознании реального состояния и проблем функционирования реально действующих хозяйствующих субъектов в субъектах Российской Федерации.
Федеральная власть не должна быть пассивным наблюдателем стихийных процессов регионального развития, но субъектом, направляющим и стимулирующим эти процессы. В этой связи как позитивную в среднесрочной перспективе меру следует рассматривать формирование новой системы назначения глав субъектов РФ.
Задания для самопроверки

  1. Каковы были основные принципы советской региональной политики? Какие негативные эффекты это порождает сегодня?
  2. Какую роль отводит регионам концепция устойчивого развития?
  3. Какие экономические «мезозоны» выделяет автор? В чем должна заключаться специфика политики модернизации применительно к каждой из них?




Лекция десятая МИРОВОЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ: уроки для России.
Двадцатый век представляет нам достаточно широкий спектр обстоятельств и способов модернизации национальных экономик в различных условиях: начиная от Великой депрессии в США; до восстановления хозяйства после войн и распада колониальной системы, сохранения национальной самодостаточности и социальной стабильности в условиях международной интеграции, а затем и глобализации мирового хозяйства и, в конце периода - радикального изменения социально-политических императивов развития отдельных государств, формирующих значительную часть мирового экономического сообщества.
В данном контексте для нас основной интерес представляет сопоставление условий, обстоятельств, мер регулирования трансформационными процессами, позволивших получить позитивные результаты, которые могут помочь скорректировать современную экономическую политику в стране.
Обычно, по инерции, при определении ориентиров в области социально-экономического и научно-технического развития у нас в стране до сих пор принята ориентация на страны «золотого миллиарда», чему соответствовало, в принципе, состояние экономики СССР накануне реформ.
В связи с этим возникает искушение исследовать в качестве примера феномены послевоенного восстановления и последующего активного наращивания экономического потенциала Германии, Франции, Японии, условий преодоления периодически возникающих кризисов, их выхода на ведущие позиции в мировой экономике.
Вместе с тем, фактически, итоги функционирования национального хозяйства России, механизмы регулирования социально-экономических процессов, сложившиеся в 1992-1998 гг., практическое отсутствие опыта функционирования экономики «на рыночных принципах» привели к тому, что в качестве «чужих ошибок» сегодня для России целесообразно использовать достижения и недостатки экономической политики активно развивающихся стран «третьего мира», реализующих политику трансформации своей экономики в целях повышения ее эффективности ради повышения уровня жизни собственного населения, как первоочередного условия сохранения социальной стабильности общества и занятия достойного места в мировой экономической и политической иерархии.



Содержание раздела