Для этого необходимо решить целый ряд задач теоретического, методологического и прикладного характера.:
Несомненно, характер и содержание региональной политики в значительной мере определяются системой ее целей. В стратегическом, долгосрочном плане такая система может включать сегодня следующие ориентиры:
Как уже отмечалось, социальные и экономические условия в регионах Российской Федерации существенно различаются, хотя с некоторой условностью их можно объединить в некоторые «макрозоны», естественно не только по географическим и природно-климатическим признакам, но и по социально-экономическим. К примеру, можно выделить «зоны нового освоения» - это Сибирь и Дальний Восток; «старопромышленные районы» - Европейская часть и Урал; «аграрная зона» Юга России; «узлы инновационного развития» - г. Москва и другие научные центры. Можно выделить и «окраинные зоны» - Калининградская область и Приморский край, где существуют свои специфические проблемы.
В этой связи, при общей направленности региональной политики ее конкретное содержание должно определяться с учетом специфики объекта.
Работы, проводившиеся в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН в связи с исследованием перспектив развития отдельных регионов России позволили получить ряд результатов содержательного характера по вопросам региональной политики.
Так, основными принципами освоения зоны Севера должны быть: 1) отказ от постоянного заселения территорий с экстремальными условиями жизни; освоение их ресурсов преимущественно вахтово-экспедиционными и сезонными методами с минимальным привлечением рабочей силы; 2) плавное и осмотрительное освоение территорий Ближнего Севера; 3) в эту систему должна быть вписана традиционная хозяйственная деятельность коренных народов Севера.
В то же время, скажем, для Якутии проблемы модернизации анализировались в разрезе трех экономических зон. 1) зона разработки неконкурентоспособных ресурсов: истощающиеся месторождения золота, олова и других полезных ископаемых. Здесь речь может идти, главным образом, о процессе переселения соответствующего населения, который уже полтора десятка лет развивается стихийно. 2) зона концентрации экспортных производств: ареалы Мирного и Нерюнгри. Для этих районов всего важнее серьезная проектная работа, включая международный маркетинг ресурсов и оценку их геологических перспектив.
3) «центральное ядро» - основной ареал расселения якутского народа. Для этой зоны должна быть найдена своя «формула» экономической базы. Важную роль должна сыграть оценка потенциальной эффективности сельского хозяйства и развитие малого предпринимательства.
Огромную роль могли бы сыграть достройка Амуро-Якутской магистрали и республиканская программа газификации села.
В «старопромышленных» районах первоочередной является задача модернизации и повышение конкурентоспособности производственного аппарата и продукции, совершенствование маркетинговой деятельности с целью поиска «рыночных ниш» как внутри страны, так и за рубежом.
Финансируются подобные программы из специальных венчурных фондов, создаваемых совместно биржами труда и центрами распространения новых технологий.
Необходимость территориального подхода к реструктуризации предприятий обусловлены и тем, что их собственные возможности ( в т. ч. и в части дальнейшего наращивания экспорта) в значительной мере исчерпаны и, следовательно нужны структуры более высокого уровня. В Западной Европе подобную функцию последовательно исполняли агентства регионального развития, центры деловых услуг и местные центры занятости. Результатом этой работы стали сети малых и средних предприятий, активно взаимодействующих с муниципалитетами.
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что вопросы перспективного развития России должны решаться не столько на теоретических принципах осуществления всеобщего «рыночного саморегулирования» на пространстве государства, сколько на осознании реального состояния и проблем функционирования реально действующих хозяйствующих субъектов в субъектах Российской Федерации.
Федеральная власть не должна быть пассивным наблюдателем стихийных процессов регионального развития, но субъектом, направляющим и стимулирующим эти процессы. В этой связи как позитивную в среднесрочной перспективе меру следует рассматривать формирование новой системы назначения глав субъектов РФ.
Задания для самопроверки
Лекция десятая МИРОВОЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ: уроки для России.
Двадцатый век представляет нам достаточно широкий спектр обстоятельств и способов модернизации национальных экономик в различных условиях: начиная от Великой депрессии в США; до восстановления хозяйства после войн и распада колониальной системы, сохранения национальной самодостаточности и социальной стабильности в условиях международной интеграции, а затем и глобализации мирового хозяйства и, в конце периода - радикального изменения социально-политических императивов развития отдельных государств, формирующих значительную часть мирового экономического сообщества.
В данном контексте для нас основной интерес представляет сопоставление условий, обстоятельств, мер регулирования трансформационными процессами, позволивших получить позитивные результаты, которые могут помочь скорректировать современную экономическую политику в стране.
Обычно, по инерции, при определении ориентиров в области социально-экономического и научно-технического развития у нас в стране до сих пор принята ориентация на страны «золотого миллиарда», чему соответствовало, в принципе, состояние экономики СССР накануне реформ.
В связи с этим возникает искушение исследовать в качестве примера феномены послевоенного восстановления и последующего активного наращивания экономического потенциала Германии, Франции, Японии, условий преодоления периодически возникающих кризисов, их выхода на ведущие позиции в мировой экономике.
Вместе с тем, фактически, итоги функционирования национального хозяйства России, механизмы регулирования социально-экономических процессов, сложившиеся в 1992-1998 гг., практическое отсутствие опыта функционирования экономики «на рыночных принципах» привели к тому, что в качестве «чужих ошибок» сегодня для России целесообразно использовать достижения и недостатки экономической политики активно развивающихся стран «третьего мира», реализующих политику трансформации своей экономики в целях повышения ее эффективности ради повышения уровня жизни собственного населения, как первоочередного условия сохранения социальной стабильности общества и занятия достойного места в мировой экономической и политической иерархии.