Современная экономическая история


Вполне естественно, что при такой постановке вопроса в качестве примеров следует использовать страны, сопоставимые по масштабам с Россией: численность населения, объемы ВВП и промышленной продукции, уровень благосостояния населения и т. п. В этой связи современная экономическая история позволяет выделить две основные группы стран, реализующих, в целом, политику модернизации национального хозяйства, но отличающихся друг от друга некими экономическими и социальными обстоятельствами это страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Чили и др.) и так называемые «новые индустриальные страны» (НИС), расположенные, преимущественно в Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Тайвань и пр.). Различие между отмеченными двумя группами состояло в расстановке приоритетов экономической политики.
Первая группа стран (очевидно будучи тесно географически и экономически привязанной к США и, соответственно, к международным финансовым организациям) отдала приоритет вопросам макрофинансовой стабилизации. Во главу угла было поставлено снижение дефицита государственного бюджета. Оно происходило, в основном, за счет сокращения бюджетных расходов (прежде всего урезания государственных инвестиций в экономическую и социальную сферы) и увеличения доходов (за счет выручки от продажи государственных предприятий, роста экспортно-импортных пошлин и др.). Вместе с тем, критерий «бездефицитного бюджета» не был абсолютным.

Использовался более прагматичный подход: превышение расходов над доходами могло быть профинансировано неинфляционными способами (в частности внутренними и внешними займами).
В большинстве латиноамериканских стран была проведена ревизия финансируемых государством проектов. Часть из них была заморожена, а высвободившиеся средства направлены на поддержание необходимых производственных мощностей и объектов инфраструктуры. Вторым по значению элементом экономии бюджетных средств стало сокращение расходов на содержание административного аппарата.
Тем не менее, политика «макрофинансового регулирования» не способствовала на протяжении последних лет (как и в России) формированию тенденций устойчивого динамичного развития.
После достижения финансовой стабилизации в ряде стран этой группы первостепенной была признана задача восстановления государственных инвестиций. Предполагалось, что рост государственных инвестиций будет способствовать общему увеличению инвестиционной активности. И действительно, статистика показывает прямую корреляцию между ростом государственных и частных капиталовложений.
Несколько иную картину трансформации являют нам «новые индустриальные страны», Азиатско- Тихоокеанского региона, которым потребовался достаточно короткий исторический срок, чтобы превратиться из беднейших колоний в индустриальные страны с одним из самых высоких в мире уровней жизни населения.
Будучи лишенной каких-либо значимых конвертируемых природных ресурсов, эта группа стран связала свое развитие с прорывом на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности.
Регулирование внешней торговли в целях стимулирования отечественного производства важнейшая составная часть стратегии их экономического развития. Оно тесно увязано с народнохозяйственным планированием и бюджетным финансированием. В своей внешнеэкономической политике эти страны стремятся сочетать протекционистские меры с ориентацией на внутренние рынки.

Это помогает им, с одной стороны, сохранять важные позиции в системе международного разделения труда, а с другой обеспечивать возможность маневра в случае возникновения неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, создания новых отраслей и производств, поиска новых торговых партнеров.
Однако курс на создание высокорентабельных экспортных отраслей не возводился в абсолют. Приоритеты экономической политики не раз менялись и перестраивались в зависимости от конкретной ситуации. Эти страны начали с коренной реформы сельского хозяйства, создавшей предпосылки для индустриализации.

Базой индустриализации послужило, в основном, наличие отсталого текстильного производства. Его развитие и экспансия на внешние рынки позволили обеспечить первоначальное накопление капитала для модернизации производства.


Важную роль в процессе модернизации сыграла политика импортозамещения. Высокие таможенные барьеры защитили отечественного производителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. С созданием в промышленности новых рабочих мест сократилась безработица. Малооплачиваемые слои, составляющие большинство населения, обеспечивались недорогими товарами местного производства. Ограничение затрат на импорт потребительской продукции позволяло направлять иностранную валюту на цели индустриализации.

Таможенное законодательство этих стран создавало льготный режим для ввоза современного оборудования. Вопросы финансирования решались за счет аккумулирования собственных средств и привлечения иностранного капитала.
Вследствие объективной узости внутреннего рынка возникающие производства (прежде всего в части товаров народного потребления) сразу ориентировались на экспорт. Экспортной экспансии способствовало постоянное повышение качества продукции на основе широкомасштабных закупок за рубежом патентов, лицензий, технологий, ноу-хау.
Характерной особенностью этой группы стран является активное участие государства в процессах модернизации. Именно правительство, изучая состояние национальной экономики, принимало решения в отношении стратегии экономического развития, приоритетных отраслей, методов стимулирования экспорта и защиты интересов отечественных производителей от иностранных конкурентов. По мере укрепления положения национальных производителей, появлялась возможность постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы экономического развития страны.
Особое место среди государств, реализующих политику радикальной социально-экономической модернизации занимает Китай, осуществляющий на протяжении нескольких десятилетий постепенный переход от централизованной плановой экономики к регулируемой рыночной. Старт китайским реформам был дан в декабре 1978 г. на III Пленуме ЦК КПК. К тому времени уже стали очевидными те потери, которые понесла страна в годы «культурной революции» и господства административно-командной системы управления.

Ощущалась нехватка продовольствия, одежды, топлива, жилья. В таких условиях сама жизнь заставила китайское руководство пойти на трансформацию командно-распределительной системы.
Суть реформ заключалась в обеспечении социально-политической стабильности более чем миллиардного китайского общества («внутренняя цель») и преодолении социально-экономического и технологического отставания Китая от развитых стран мира («внешняя цель») за счет высоких темпов экономического роста и подъема производительных сил. Причем реализацию главных задач предполагалось обеспечить посредством постепенно все увеличивающейся степени экономической свободы негосударственным источникам хозяйственной инициативы при сохранении «командных высот» экономики в руках государства.
Основными компонентами стратегии развития производительных сил и высокого экономического роста стали:

  • аграрная реформа, предоставившая крестьянам дополнительные права, в том числе по ведению хозяйства, реализации произведенной продукции, продаже права пользоваться землей. Сама земля при этом находилась в собственности государства и продаже не подлежит;


  • поощрение мелкого и среднего частного предпринимательства, особенно в торговле и сфере услуг;
  • привлечение иностранного капитала и развитие экспортного производства, с использованием известного мирового (и особенно «азиатского») опыта создания специальных экспортных зон с продвинутой производственной инфраструктурой и налоговыми льготами;
  • государственный контроль над финансами, крупными промышленными предприятиями, транспортом, связью, системой социального обеспечения.

Китайское хозяйство образца 70-90-х годов носило, в целом, экстенсивный характер. Вопросы интенсификации производства, улучшения качественных характеристик производственного и бытового потребления еще не выдвигались в число первоочередных. Государство несло финансовое бремя по поддержке на плаву убыточных крупных предприятий промышленности, негибких финансовых институтов, капиталоемких топливно-энергетического комплекса, транспорта и производственной инфраструктуры.
В КНР не использовались методы шоковой терапии и форсированной приватизации. И не только по политико-идеологическим причинам. Это было обусловлено трезвыми взвешенными оценками возможных макроэкономических последствий, которые отнюдь не всегда в пользу развития производительных сил.
Выбранную стратегию реформирования китайской экономики следует признать успешной. За 20 лет реформ ВВП и средние доходы населения выросли более, чем в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли в 80-90-е годы 16%, сельского хозяйства 7% и т. д. Китай сумел защититься от ударов азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., удержав среднегодовые темпы экономического роста в 1998-2001 гг.на уровне 7,5%.
Сегодня экономика Китая «маркетизирована» примерно на две трети. Доля промышленной продукции, производимой в рамках директивного плана примерно 5%. По структуре форм собственности он представляет собой по существу смешанную экономику с долей государственного сектора в ВВП, достигающей 40%.
Вместе с тем характер развития экономических процессов в Китае нельзя считать идеальными. Высокая экономическая динамика достигалась экстенсивным ресурсно-затратным путем. Ему пока не удалось провести структурную перестройку. На рубеже веков он столкнулся с новыми проблемами, порождаемыми самой логикой функционирования рыночной экономики.

Это, прежде всего, дефляция, государственный долг, реформирование государственных предприятий и банковской системы, энергетическая безопасность и рост безработицы.
Возникает вполне естественный вопрос: можно ли воспользоваться китайским опытом для модернизации российской экономики? Наверное, в начале преобразования нашей экономики некоторые стратегические и тактические меры, предпринимавшиеся Китаем были бы полезны и продуктивны, однако сегодня экономика России принципиально иная. Что же можно позаимствовать сегодня?
Во-первых, это необходимость и способы адаптации национальной экономики к условиям международной конкуренции. Во-вторых, настоятельность инвестиций в создание новой «экономики знаний». В-третьих, понимание того факта, что социальные задачи можно успешно решать только на основе устойчивого экономического роста. В-четвертых, поддержание сбалансированности между темпами перехода на рыночные принципы функционирования финансового и реального секторов экономики. А самое главное это концепция роли и функций государства в формирующейся рыночной экономике с большим населением и огромной территорией.

Одна из ключевых проблем экономического развития России сегодня неопределенность государственной экономической стратегии. Требование формирования такой стратегии от государства, самостоятельные усилия по ее разработке могли бы стать важной задачей молодежного движения.
Задачи для самопроверки
1. Чей опыт модернизации «развитых» или «развивающихся» стран мира сегодня может быть более полезен для России? Почему?
2. Сформулируйте список отличий в стратегиях модернизации Латиноамериканских стран и Новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Какая из двух стратегий оказалась более эффективной?
3. Какой из двух указанных выше стратегий придерживалась Россия в 90-е годы? Обоснуйте свой ответ.
4. Какие основные выводы можно сделать, изучая опыт модернизации зарубежных стран.
5. Проанализируйте примеры модернизации, изложенные в тексте А.М.Грязновой «Зарубежный опыт экономической модернизации». Сравните выводы Грязновой и Сутягина. Напишите короткое эссе по теме: «Чей опыт экономической модернизации может быть применен в России».

1 Децильный коэффициент характеристика экономического неравенства общества, рассчитывается как отношение доходов 10% самых богатых членов общества к доходам 10% самых бедных. Считается, что для развитых стран он должен находится в границах 4-7.
2 Индикативное планирование механизм государственного регулирования экономики на основе прогнозирования экономических и социально-политических процессов. В рамках индикативного планирования государство дает хозяйствующим субъектам информацию о возможных будущих условиях хозяйствования и собственных экономических целях, ориентируя их, таким образом, на согласование собственных хозяйственных целей с общенациональными.



Содержание раздела