Франция, ФРГ, Япония оказались чистыми экспортерами в четырех из шести названных отраслей, Голландия, Швейцария, США, Великобритания в трех, Швеция, Бельгия и Дания в двух. При этом двукратное превосходство экспорта над импортом наблюдалось в трех странах: Дании (фармацевтика), США (самолетостроение), Швейцарии (электронные компоненты, научные приборы); трехкратное в Швеции (фармацевтика); четырехкратное в Японии (ЭВМ, оборудование связи, научные приборы). По производству оборудования связи в Японии наблюдается девятикратное превышение экспорта над импортом.
Однако несмотря на подвижность всей системы, развитие науки в этих странах все в большей степени подчиняется воздействию общего хода мирового экономического развития, при этом укрепление экспортных позиций за счет наиболее перспективных отраслей с высокой добавленной стоимостью и затратами в сфере НИОКР становится основой стратегии внутреннего развития.
Уже в середине 7()-х годов доля наукоемкой продукции в машиностроении развитых стран выросла существенно и составила в США 55%, Японии 48, ФРГ 27 (в экспорте соответственно 33%, 38%, и 28%). В то же время в СССР на машиностроение в целом в 1986 г. приходилось около 15% суммарного объема экспорта, на долю химии 3,5%.
Ориентация на отрасли, наиболее перспективные с точки зрения укрепления международных позиций страны, приводит к появлению определенного сходства в направлениях развития, однако возможности реализации этих ориентиров варьируются существенно, конкуренция в этой области очень высока и позиции отдельных стран меняются постоянно. Что касается стран с переходной экономикой, их совокупный экономический и научно-технический потенциал (несмотря на существенные изменения, происходящие в этих странах в настоящее время) реализован не полностью, поэтому место этих стран в международном разделении труда невысоко.
. Общий взгляд на науку, направления и особенности формирования научно-технической политики должны быть дополнены рассмотрением механизма финансирования, поскольку именно через него реализуется экономический базис приоритетности. Поскольку ресурсы общества, ограничены, определение суммарных затрат в сфере НИОКР не является задачей научно-технической политики. С точки зрения целей социально-экономического развития приоритеты развития науки и техники формируются в трех областях: ограниченность ресурсов, «точки роста», отражающие новые общественные потребности и соответствующие структурные изменения в мировой науке, и социально-политические ограничения.
Трансформация целей социально-экономического развития в цели развития сферы НИОКР и далее в конкретные направления расходования средств общества является сложным неоднозначным процессом, требующим осуществления целого комплекса долгосрочных мероприятий. Учитывая принципиальное единство экономических и научно-технических задач, взаимосвязь и взаимообусловленность экономических и научно-технических закономерностей общественного развития, следует подчеркнуть, что для каждой страны эффективное осуществление этих мероприятий обусловлено общественными потребностями в науке, возможностями общества в каждый данный момент времени выделять средства на цели развития науки и возможностями развития самой науки.
Исследование сбалансированности структуры расходов на НИОКР государственного бюджета по различным направлениям должно быть сопряжено с общим объемом государственных расходов на развитие экономики, обороны, внешнеэкономических связей и т.д., а также с оценкой величины финансовых ресурсов, необходимых для развития науки в целом и основных отраслей экономики. Система целеполагания любого государства не только изменяется с течением времени, но и включает в себя различные пространственные и временные, иногда и несовместимые друг с другом, разрезы. В то же время при межстрановых сопоставлениях информация, содержащаяся в бюджетах, позволяет (несмотря на различную степень детализации бюджетных статей) сопоставить приоритетность затрат на развитие научного потенциала с приоритетностью расходов по финансированию социальных, политических и экономических целей.
В качестве критерия согласования этих целей можно рассматривать соответствие целевых направлений расходов по основным статьям бюджета.
В результате такого сравнительного анализа необходимо выяснить, в какой мере достижение различных социально-экономических целей способствует или противоречит целям развития научно-технического потенциала. В первом приближении индикаторами «настоятельности» достижения целей (или приоритетами) могут служить темпы роста расходов по соответствующим статьям бюджета. Важной задачей анализа является и более подробное изучение бюджетов НИОКР. Финансирование НИОКР является важнейшим элементом механизма государственного регулирования и управления наукой в экономически развитых странах, поскольку позволяет одновременно контролировать и координировать источники мобилизации, каналы распределения и направления использования ресурсов НИОКР.
Особая роль финансирования в развитии народного хозяйства любой страны заключается в том, что функция финансов двойственна, а их роль в процессах функционирования и организации той или иной сферы человеческой деятельности противоречива.
Применительно к сфере НИОКР, финансы это важнейший инструмент управления и регулирования исследований и разработок в условиях товарно-денежных отношений, неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, позволяющий насытить сферу НИОКР ресурсами. В то же время финансы могут рассматриваться как особый ресурс науки, представляющий собой денежный эквивалент затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов и рассматриваемый только во взаимосвязи и взаимодействии с другими (кадровыми, материально-техническими, информационными) ресурсами. Необходимо отметить, что финансовая система применительно к сфере НИОКР может быть рассмотрена только совместно с взаимосвязанной с ней организационной структурой, регулирующими инструментами и экономическими отношениями между участниками исследовательского процесса.
В том случае, когда между финансовыми и другими ресурсами существует сбалансированность, т.е. все денежные фонды имеют материально-вещественное покрытие, финансы обеспечивают воспроизводство всех остальных ресурсов. Реальное функционирование этого механизма в различных странах происходит в конкретных организационных формах и подчиняется общим закономерностям хозяйственного устройства страны; в то же время многие принципы формирования государственных финансов, а также методика статистической отчетности в различных странах похожа, поскольку эффективность воздействия государства в сфере НИОКР определяется масштабами концентрации, централизации и направлениями распределения ресурсов правительством.
Анализ процессов финансирования сферы НИОКР в экономически развитых странах позволяет утверждать, что размер финансовых ресурсов, расходуемых на наращивание научного потенциала, определяется, во-первых, состоянием экономики, динамическими характеристиками воспроизводственного процесса, позициями страны в международном разделении труда и глобальном научно-техническом потенциале; во-вторых, стратегией научно-технической политики государства и эффективностью мероприятий регулирования; в-третьих, структурой расходования средств, направленных на достижение различных национальных целей экономического, научно-технического и социального характера. И здесь, на наш взгляд, представляется необходимым отметить по крайней мере, два ключевых момента: особенности формирования общей государственной научной и научно-технической политики и отражение этих особенностей в конкретных мероприятиях правительства через механизм бюджетного финансирования; взаимосвязь целей научно-технической политики и всего комплекса национальных целей государства.
Научно-техническая политика страны (в той форме, в которой она определена в правительственных документах) отражает самые общие цели развития, в совокупности образующие систему инструментальных и количественных целей, достигаемую в процессе реализации бюджетной политики. «Подготовка и утверждение государственного бюджета наиболее действенный рычаг, с помощью которого обеспечивается развитие направлений НИОКР первоочередной важности. Постепенное изменение в структуре государственных приоритетов приводит к определенной ориентации, либо переориентированию усилий в сфере НИОКР».
Функциональная структура бюджета НИОКР является отражением целей государственной научно-технической политики (а общих бюджетов целей национальной политики). Рассмотрим бюджеты пяти экономически развитых капиталистических стран и проанализируем их функциональную структуру. В приведенной структуре могут быть выделены три крупные функциональные группы целей, на достижение которых направлены аккумулируемые в бюджете средства: военно-политические цели, поддержание отраслей хозяйства, недостаточно прибыльных для частного сектора, и социальные цели.
Функциональная структура бюджетов НИОКР в 1980 г. (в %)*
Страна |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
США |
47,3 |
14,5 |
1,9 |
3,0 |
11,4 |
0,9 |
2,0 |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
Япония |
4,2 |
12,0 |
0,0 |
37,6 |
26,2 |
2,9 |
4,2 |
6,1 |
3,1 |
4,0 |
ФРГ |
15,3 |
6,6 |
2,4 |
15,3 |
20,9 |
3,2 |
10,0 |
4,4 |
9,1 |
14,2 |
Франция |
40,0 |
6,8 |
2,4 |
12,2 |
8,3 |
3,0 |
4,8 |
4,9 |
9,1 |
14,2 |
Великобритания |
59,4 |
2,3 |
3,1 |
8,3 |
7,3 |
0,7 |
2,1 |
1,8 |
2,1 |
12,9 |