Структура бюджетных расходов на НИОКР


1 военные расходы, 2 военные космические исследования, 3 гражданские космические исследования, 4 экономика, 5 энергетика, 6 транспорт, 7 инфраструктура, 8 здравоохранение, 9 социальное развитие и 10 образование.
Поскольку рассматривались удельные показатели, эта процедура позволила сравнить относительную важность тех или иных направлений расходования государственных средств, предназначенных для развития сферы НИОКР в динамике и страновом разрезе. При всей условности такого расчета, он наглядно позволил проследить структуру реальных предпочтений при распределении бюджетов НИОКР в 80-е годы: первые десять мест в ранговой структуре устойчиво занимают военные расходы всех стран за исключением Японии, военные и космические исследования США и расходы в области экономики и энергетики Японии и ФРГ.
Более подробная структура бюджетных расходов на НИОКР приводится для стран ЕЭС. Гражданские исследования поглощают в большинстве этих стран 80-100% всего объема ассигнований. Расходы на военный НИОКР составляли в 1989 г. в целом по ЕЭС более 25% ассигнований (в 1975 г. 22%), однако только три страны из рассмотренных девяти имеют высокий ранг военных расходов (Великобритания, Франция и ФРГ); при этом в ФРГ доля военных расходов в 1989 г. по сравнению с 1975 г. снизилась на 2 процентных пункта. Все остальные страны развиваются по традиционному экономическому пути. Среди них наиболее близки к «мирной» модели Нидерланды, Бельгия и Дания.

Для всех стран сообщества высокий ранг имеют исследования, финансируемые из общих университетских фондов. Хотя объем средств, идущих на эти цели, в 1989 г. по сравнению с 1975 г. снизился на 20%, в среднем по странам 10 статья занимает второе место после расходов на военные НИОКР. Если рассматривать изменение структуры бюджета в целом по ЕЭС (1975-1989 гг.), то расходы на технические исследования снижаются, а гуманитарные растут.

Так, наши расчеты показывают, что в целом по ЕЭС существенно снизились доли расходов по следующим статьям: инфраструктура (в частности, по Франции, ФРГ, Великобритании), социальное развитие (ФРГ, Нидерланды, Бельгия), общие университетские фонды (ФРГ, Италия, Бельгия). Увеличились доли расходов по статьям: экология (ФРГ, Великобритания, Бельгия), сельское хозяйство (ФРГ, Италия, Бельгия, Великобритания, Ирландия), промышленное производство и технология (ФРГ, Италия, Нидерланды, Дания), оборона (Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания).
- . В советских и индийских исследованиях научно-технический прогресс был до недавнего времени (и является сейчас) очень популярной темой. Однако НТП рассматривался с точки зрения плановой экономики, что было не самым лучшим методом для такой работы. Рассматривались такие аспекты, как единая государственная научно-техническая политика, механизм внедрения достижений НТР, комплексные программы НТП. Этот подход был тупиковым и неэффективным, поскольку в СССР и Индии (частично) разработки отраслевого института были обязаны внедрять все предприятия отрасли. В организации этих структур господствовал принцип «ориентации на власть» (Power-oriented organization), а не признанный всеми капиталистическими державами и с точки зрения экономики наиболее эффективный принцип «ориентации на задачи» (Task-oriented organization).

Такой подход отрывал науку от производства, от потребительского спроса и рынка, подавлял конкуренцию. С точки зрения экономики «единая научно-техническая политика» оказалась полным нонсенсом.
Тем не менее, эта политика проводилась в течение определенного периода времени в обеих странах, становясь важным пунктом государственной деятельности в переломные моменты. Так, например, в СССР она выходила на первый план после II мировой войны, в период индустриализации и послевоенного восстановления народного хозяйства, во время бессмысленного и опасного для экономики соревнования с США (люди старшего поколения на себе ощутили, что такое «догонять и перегонять Америку»), и, наконец, в сравнительно недавнее время, при попытке спасти социалистическую экономику советского типа с помощью курса на «ускорение на базе машиностроения». Провал последней программы окончательно показал бесплодность попыток изобрести что-то более эффективное, чем централизованное планирование, не переходя при этом к рыночной экономике.


В Индии происходили аналогичные процессы. Сразу после завоевания независимости в 1947 году перед Индией встала дилемма о путях развития экономики в целом и науки в частности. В результате ожесточенной политической борьбы в Индии был осуществлен переход к плановой экономике, и наука была вынуждена подчиниться указаниям «сверху».
Таким образом, несмотря на все усилия, отставание обеих стран от ведущих западных держав по ряду важнейших направлений НТР (особенно в гражданской сфере экономики) неуклонно увеличивалось. Одна из причин была уже названа неэффективность системы планирования научно-технического прогресса. Но не следует искать корень всех зол только в этом. Немаловажную роль сыграли следующие факторы:

  • Слабое развитие отраслей, работающих на личное потребление, в том числе и сферы услуг. На Западе, где экономика была в гораздо большей степени ориентирована на потребителя, эти отрасли стали мощнейшим источником спроса на нововведения. Это в свою очередь подтолкнуло НТП.
  • Откровенно пренебрежительное отношение к новым научным дисциплинам (типа генетики, кибернетики и др.) (СССР)
  • Резкая граница между оборонными отраслями промышленности с достаточно высоким техническим уровнем и гражданскими отраслями. (СССР и частично Индия)
  • Серьезнейшие демографические проблемы (Индия)
  • Затруднение распространения информации (СССР и Индия, но по разным причинам. В СССР просто боялись информационной свободы, а в Индии большую часть населения составляли абсолютно неграмотные люди)

Технологический разрыв с индустриально развитыми странами рос катастрофическими темпами, и это подтолкнуло обе страны к попытке перенять западный опыт. На западе же более или менее законченной теории НТП не существует. Изучение проблем, связанных с развитием науки, его взаимосвязью с экономическим ростом, поисками способов достижения оптимального и эффективного результата в научной деятельности было и остается одной из центральных проблем экономического анализа.

По мнению профессора Колумбийского университета Р.Нельсона, создание стройной непротиворечивой теории НТП может стать революцией в экономической теории в целом, поскольку в настоящее время проблемы НТП охватывают без исключения все стороны современного экономического роста.
Сейчас основной концепцией при анализе рынка как среды, в которой происходит научно-технический прогресс, можно считать теорию Йозефа Шумпетера. В отличие от неоклассиков и кейнсианцев он считает, что основное свойство экономики капитализма не стремление к достижению равновесия предложения и спроса, а динамичный рост на основе нововведений. Нововведения могут быть разными новые потребительские товары, новые рынки, новая технология, новые формы организации производства и управления.

Такие нововведения связаны в основном с предпринимательской деятельностью, которая была запрещена (Sic!) в СССР и сильно ограничена в Индии.
В книге «Capitalism, Socialism and Democracy» («Капитализм, социализм и демократия») Шумпетер утверждает, что капиталистический рынок закономерно стремится к монополизации. Одной из причин является неоспоримое преимущество крупных организаций в качестве источника нововведений и среды для их внедрения.
Подобные идеи сразу стали предметом спора, но их до сих пор нельзя считать ни доказанными, ни опровергнутыми. С одной стороны, некоторые исследователи склоняются к мысли, что Шумпетер переоценил преимущества крупных корпораций в качестве двигателей НТП. Но с другой стороны, стратегия НТР Японии, основанная на принципах Шумпетера, дала блестящие результаты.



В 50-е, 60-е гг., когда Япония выходила на передовые рубежи НТП, ее компании были сравнительно небольшими. Затем, в результате успешного экономического роста японские компании укрупнились, а темпы научно-технического развития ускорились.
Америка в середине 80-х годов оказалась перед дилеммой: научно-технический прогресс или антитрестовское законодательство. Получила признание точка зрения о том, что национальные компании в ряде отраслей слишком малы для того, чтобы удержать технологическое превосходство над иностранными конкурентами, и что антимонопольная политика не стимулирует нововведений. В 1984 году антитрестовское законодательство было смягчено.

Конкурирующим между собой компаниям было разрешено создавать совместные исследовательские консорциумы.
Аналогичные проблемы стоят и перед европейскими производителями. Решаются они, как известно, путем развития разнообразных форм интеграции и кооперирования (в частности, формированием «стратегических партнерств») на национальном и межнациональном уровнях. Сочетание монополии и конкуренции, складывающееся в результате эволюции рыночной структуры, в каждой стране несет на себе черты национальной специфики, прямые заимствования здесь невозможны.



Содержание раздела