Коррупция наносит значительный ущерб национальной экономике.


Для этого представляется необходимым консолидация (в том числе и в политическом плане) молодой бизнес-элиты на идеях восстановления экономического (и, как следствие, политического) могущества российского государства. Несомненно, молодые лидеры в области политики и экономики для того, чтобы получить общественные признание и поддержку, должны быть способны (в отличие от большинства заявлений последних лет) сформировать основные предметные положения стратегии социально-экономического развития страны, по крайней мере на 10-15 лет: к какой социальной структуре устремляется российское общество, какие (и насколько) социальные гарантии будут обеспечены для основной части населения (наемные работники, пенсионеры и т.д.); каким видится перспективное положение России в глобализирующемся мировом хозяйстве; наконец, какие конкретные меры (комплекс мер) предлагаются для достижения поставленных целей, исходя из тенденций и перспектив развития отечественной и мировой экономики. Вполне естественно, что эти цели и ориентиры должны быть ранжированы (распределены по периодам) в зависимости от степени настоятельности и потенциальных возможностей их достижения. Одновременно с этим, участники подобного соглашения должны принять на себя определенные ограничения, необходимые для реализации соответствующей стратегии (видеть в этой стратегии не только свои личные интересы, но и интересы всей страны).

Как показывает жизнь, такое экономическое поведение современной российской бизнес-элиты является исключением.
Существенным тормозом на пути модернизации отечественной экономики сегодня служат два таких взаимосвязанных социальных феномена как бюрократия и коррупция. В наиболее тривиальной трактовке это взяточничество людей, облеченных административной властью, в обмен на удовлетворение (законных, или незаконных) потребностей взяткодателей.
На практике тандем «коррупция-бюрократия» имеет тенденцию к самовоспроизводству и расширению. Механизм коррупции, как правило, устроен так, что мелкие чиновники берут взятки и тем или иным образом делятся с вышестоящим начальством, вследствие этого последние оказываются материально заинтересованными в увеличении количества подчиненных.
Коррупция наносит значительный ущерб национальной экономике. Во-первых, все издержки, связанные с дачей взяток, бизнесмены естественным образом возвращают за счет потребителей своей продукции и услуг. Во-вторых, коррупция неизбежно приводит к перераспределению ресурсов в менее эффективные сферы экономики: чиновник, встраивающийся в бизнес какого-то из участников рынка оказывается лично заинтересован в его развитии. В-третьих, коррупция препятствует структурно-технологическому обновлению экономики: новые предприятия, еще не обросшие связями и не обладающие достаточными свободными средствами для развития, заведомо проигрывают устоявшимся компаниям.

В конце концов, коррупция подрывает доверие населения к государству.
Полностью ликвидировать коррупцию невозможно. Она существует всегда и везде, где хоть кто-то имеет полномочия распоряжаться государственными ресурсами (будь то бюджетные средства или нечетко выписанные положения законодательства). Задача состоит в том, чтобы ввести ее в рамки так, чтобы она не влияла фатальным образом на судьбы национальной экономики.
Инструменты борьбы с коррупцией известны. Первый и главный планомерный пересмотр действующих и анализ вновь принимаемых законов с целью последовательного снижения их «взяткоемкости». Естественно, это должно сопровождаться созданием условий для неукоснительного исполнения этих законов, соответствующей действенной системы ответственности за нарушения.

Однако действий государства в этой сфере явно недостаточно. Во-первых, государству, пораженному коррупцией, трудно реформировать себя. Во-вторых, незримым, но важным источником коррупции является снижение уровня общественной нравственности.

Коррупцией больно не только государство, но и общество. Получение исключительных возможностей за взятку давно стало нормой социальных отношений, которую все осуждают на словах, но придерживаются на деле. Кардинальное изменение ситуации возможно только в случае распространения в обществе более высоких моральных стандартов, вовлечения общества в борьбу с коррупцией на самых разных уровнях.



Это могло бы стать одной из целей молодежного движения.
Задания для самопроверки

  1. Дайте два определения понятию «элита».
  2. Почему российская экономическая элита 90-х годов не была готова реализовывать национальные интересы страны?
  3. Как Вы понимаете тезис, что проблема коррупции не может быть решена только административными усилиями?








Лекция девятая РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ:
разноликая Россия.

Говоря о проблемах модернизации национальной экономики нельзя не остановиться на вопросах региональной специфики этого процесса. Настоятельность этого определяется как уникальными размерами страны (17 млн. квадратных километров территории, охватывающей принципиально различные природно-климатические зоны, 89 субъектов Федерации, юридически обладающих самостоятельностью проведения социально-экономической политики на своей территории), так и практическим отсутствием конкретных положений региональной политики у федерального центра.
На протяжении многих лет в России (Советском Союзе) также как и на Западе преобладал отраслевой (корпоративный) принцип организации экономики. В последние годы центром притяжения проблем регионального развития становится «концепция устойчивого развития». В этой новой парадигме регионам принадлежит достаточно четко определенная роль: организация воспроизводства качественных ресурсов методами обустройства территорий и развития инфраструктуры.

Они уже не должны вторгаться в области связанные с технологией и организацией производства, являющиеся прерогативой корпоративных органов.
По существу, на протяжении жизни одного поколения мы столкнулись с двумя очень разными типами региональной политики. В советское время она была, по существу продолжением и пространственной проекцией политики экстенсивной индустриализации национального хозяйства. Соответственно и региональная экономика развивалась, в основном, как процесс рационального размещения производства и формирования региональных территориально-производственных комплексов.

Вопросы расселения жилье, социальная инфраструктура, вопросы землепользования, экология были втиснуты в «прокрустово ложе» ведомственной градостроительной политики.
В 90-е годы XX века положение изменилось. Основным элементом региональной политики стало сглаживание межрайонных различий бюджетных доходов с помощью трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) субъектов РФ. Конечно, на декларативном уровне, признается важность и настоятельность ее других направлений, но их реальное ресурсное обеспечения оказывается явно недостаточным.

В результате разрывы между регионами по основным показателям экономического и социального развития продолжают увеличиваться.
К примеру, по такому показателю, как производство промышленной продукции на душу населения в число бесспорных лидеров выходят отнюдь не Москва, Санкт-Петербург и другие традиционные промышленные центры, а нефтедобывающий Ханты-Мансийский и газодобывающий Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, алмазная Якутия, малонаселенные Корякский и Ненецкий автономные округа, а из обжитых европейских районов среднероссийский уровень душевого промышленного производства превосходит лишь Вологодская область. В то же время, денежные доходы на душу населения колебались в ноябре 2004 г. в диапазоне от 21,4 тыс. руб. в г. Москве и 20, 3 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе до 1, 9 тыс. руб. в Республике Ингушетия, и 2,3 тыс. руб. в Республике Калмыкия при среднероссийском уровне в 6,8 тыс. руб.
В 90-е годы распалась прежняя система региональной организации экономики, основанная на приоритетах тяжелой и оборонной промышленности. Сложившаяся новая система с приоритетами столичного торгово-банковского капитала и районов добычи и производства экспортноориентированной продукции наряду со стагнацией традиционного «промышленного пояса» и аграрного Юга России не столь проста, как кажется на первый взгляд.
Об этом красноречиво свидетельствуют, в частности, индикаторы миграции населения на территории страны. Наибольший отток идет из зоны Севера: от Мурманска и Чукотки, где, казалось бы, судя по индикаторам промышленного производства, существуют наиболее благоприятные условия. Основными «зонами притяжения» являются столичный регион, Краснодарский край, полоса Черноземья от Орла и Липецка на западе, до Поволжья и Татарстана на востоке, где «общеэкономические» показатели довольно далеки от идеальных.
В этой связи неизмеримо возрастает значение региональной политики в решении вопросов модернизации национальной экономики.
Целью региональной политики должна стать единая концепция региональной экономики как основного звена системной организации воспроизводства, обеспечивающего переход от «восстановительного» роста в среднесрочной перспективе к инвестиционному и инновационному в долгосрочной.



Содержание раздела