В начале трансформационного периода и после кризиса 1998 г. практически не избежала подобной участи и Россия. Вместе с тем, наличие эффективной системы обеспечения национальных интересов в экономике вопрос жизни любой страны. Это тем более важно для современной России, стремящейся восстановить достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Обеспечение национальных интересов в области экономики неразрывно связано с решением стратегической проблемы самоопределения страны в глобализирующемся мире.
Более того, можно с уверенностью утверждать что политический вес государства на мировой арене прямо пропорционален его экономической мощи. Тем самым задаются внешние ориентиры развития национального хозяйства на перспективу:
Настоятельность прорыва, как изменения сложившейся парадигмы развития связана и с угрозами, сформировавшимися в виде целого ряда критических проблемных узлов вследствие системного кризиса предшествующего периода: социального, продовольственного, финансового, топливного, инвестиционного, внешнеэкономического. Их сохранение вполне способно привести к дестабилизации российской экономики в перспективе. В чем же конкретно состоит содержание этих угроз?
Социальный узел. Одна из наиболее острых проблем современной России состоит в крайне низком качестве жизни основной части населения страны. За восемь лет (1992-1999 гг.) реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 56%, реальная заработная плата на две трети.
На фоне общего спада реальных доходов резко возросла экономическая дифференциация. Даже в «преддефолтном» 1997 году доходы 80% населения, исключая наиболее обеспеченные группы, превышали прожиточный минимум всего на 19%, а после кризиса ( в 1999 г.), по оценкам, оказались на 15% ниже прожиточного минимума. Ситуация в этой области лишь в определенной степени улучшилась в процессе экономического подъема 1990-2004 гг., но при некотором росте уровня реальных доходов (не достигших, впрочем, уровня 1990 года) параметры социальной дифференциации усугубились.
Если Россия в среднесрочной перспективе возвратится к низким темпам экономического роста (2-3% в год, что неизбежно при сохранении сложившейся структуры экономики), это сделает практически невозможным решение проблемы низкого уровня жизни. Более того, весьма вероятен новый спад потребления.
Продовольственный узел. В начальный период реформ (1992-1994 гг.) аграрный сектор сыграл исключительно важную роль в обеспечении структурных сдвигов в российской экономике. За счет разницы в динамике цен осуществлялось крупномасштабное скрытое субсидирование промышленности и услуг торгово-финансовых посредников.
Отток финансовых ресурсов из сельского хозяйства составил в 1992 г. 10% ВВП, в 1993 г 3,2%, в 1994 г.- 4,4%.
В результате огромных финансовых потерь процесс воспроизводства в аграрном секторе оказался ограниченным. В последние годы вводы основных фондов лишь на 12-15% покрывают объемы выбытия. Сокращение парка сельскохозяйственных машин влечет за собой сокращение посевных площадей, и, соответственно сборов зерна и других культур.
Это непременно отразится на кормовой базе животноводства и численности продуктивного стада. Уже сегодня за счет отечественного производства обеспечивается лишь 1,1 минимальной потребительской корзины по мясу, 1,0 по молоку, 0,8 по овощам. В дальнейшем этот показатель может снизиться до 85-90%, и зависимость от импорта продовольствия усилится. Это угрожает т.н. продовольственной безопасности страны.
Для того, чтобы преодолеть негативные тенденции, необходимо обеспечить приток инвестиций в сельское хозяйство страны.
Топливный узел. В сложившейся экспортно-сырьевой модели функционирования российской экономики топливный сектор выполняет целый ряд системных функций. Первая энергетическое обеспечение национального хозяйства и поступление валютных ресурсов. Вторая финансовое наполнение государственных обязательств.
Третья топливный сектор является крупнейшим кредитором экономики.
Уже сегодня выполнение этих функций вошло в острое противоречие с условиями развития самих топливных отраслей. Это проявляется в недостатке внутренних финансовых накоплений нефтяной и газовой промышленности, необходимых для успешной адаптации к ухудшающимся условиям добычи и транспортировки энергоресурсов.
Нефтяная отрасль в последние годы практически только «проедала» заделы, созданные в предшествующий период. В ближайшие годы для нее резко обострится проблема решения ключевой задачи вписаться в новые условия функционирования и создать заделы для будущего развития. Это предполагает технологическую модернизацию, направленную на снижение затрат на добычу и транспортировку нефти, освоение месторождений с неблагоприятными условиями добычи, переход на новые месторождения.
Аналогичная, хотя и менее острая, ситуация складывается и в газовой промышленности. Ее стратегическими задачами являются: расширение традиционных и освоение новых рынков; освоение новых газоносных районов.
Решение этих задач возможно только при условии существенного (в 1,5-2 раза) увеличения инвестиций. В противном случае вполне возможен вариант, когда страна столкнется с жестким дефицитом топливных ресурсов вплоть до абсолютного сокращения их объемов, поставляемых на внутренний или внешний рынки.
Однако, фактически, проблемы платежного баланса смягчились лишь в незначительной степени и, прежде всего, из-за сохраняющегося «навеса» внешнего долга.
Значительная часть российского экспортного потенциала характеризуется низкой конкурентоспособностью из-за избыточных производственных и транспортных затрат, высокой капиталоемкости, невысокого качества продукции. В то же время потребность в критическом импорте продукции, которая не производится в России, или неэффективна вследствие высоких издержек, достаточно высока. По прежнему, сохраняются значительные масштабы вывоза капитала из страны.
Так что потенциальные возможности наращивания, или даже сохранения сложившегося положительного внешнеторгового сальдо весьма проблематичны ( все будет зависеть, по существу от того, что будет с мировыми ценами на нефть).
Приведенный выше перечень вызовов и угроз далеко не полон (к примеру сюда в обязательном порядке должны быть включены проблемы обеспечения военной, или экологической безопасности) однако и он свидетельствует о необходимости углубленного профессионального исследования и обоснования перспектив российской экономики, возможностей изменения парадигмы ее развития.
Задания для самопроверки
Лекция пятая НАСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ: тупик инерционного развития.
Обычно, при исследовании перспектив социально-экономического развития отправной точкой служит анализ того «что будет, если ничего не делать?». В нашем случае это означает поиск ответа на вопрос: что нас ожидает при сохранении характера и содержания экономической политики российского государства.