Торгово-офисные, деловые и общественные центры


руб. в год с первых месяцев 1997 года (…). Стратегия второго этапа (1998, 1999 гг.) позволяет проводить более сложную инвестиционную политику, опираясь на собственную систему подготовки и реализации проектов. Важно, что на этом этапе появляется возможность для перехода
от инвестиций "точечного" характера к комплексным проектам, а саму структуру портфеля сделать более разнообразной. Одновременно стратегия этого периода делает акцент на форсированное развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата, оживление и нормализацию фондового рынка столицы (…).
Стратегия третьего этапа (2000 и последующие годы) отвечает деятельности, когда масштабы финансирования из фондов Комитета превысят не менее чем в 1,5 раза финансирование инвестиций из бюджета, а возможности воздействия на инвестиционную активность в городе резко повысятся. Благодаря созданной и отлаженной ранее системе проектного финансирования, Комитет все в меньшей мере будет нуждаться в заимствованиях, а будет способен в дополнение к своим фондам вовлекать в рамках совместного финансирования средства коммерческих банков и частных инвесторов, расширять тем самым базу внебюджетного финансирования.

Объектами инвестирования становятся все больше проектов мультипликативного и общесистемного характера, создающих импульс и простор для частных инвестиций. Структура портфеля проектов приобретает относительно завершенный вид, позволяя теперь удовлетворять широкий спектр потребностей городского хозяйства в инвестициях.

В составе портфеля заметное место теперь займут проекты, связанные с экологией, улучшением качества городской среды и жизни горожан, развитием транспортных коммуникаций, науки, образования, культуры и здравоохранения.

Инвестиционная деятельность в сфере услуг, промышленности, коммерческой недвижимости в этот период может вестись, в основном предпринимателями, уже вне прямого участия Комитета и Правительства.
Стратегия предусматривает участие Комитета в проектах, связанных с экономическими интересами г. Москвы в других регионах, прежде всего связанных со
столицей долгосрочными торговыми и экономическими соглашениями.
Таким образом, на протяжении краткого срока стратегия Комитета, ее цели и приоритеты будут подвержены значительным сменам исходя из специфики каждого этапа развития Комитета и приоритетов инвестиционной политики города.
Комитет ежегодно разрабатывает и согласовывает с Правительством г. Москвы Стратегию инвестиционной деятельности Комитета и в ее составе Стратегию участия Комитета в реализации инвестиционных программ Правительства г. Москвы, т.е. программ и проектов, устроителями (инициаторами) которых являются департаменты и префектуры Правительства г. Москвы, а также уполномоченные от их имени органы и организации, в том числе и сам Комитет. В общем же документе, называемом Стратегией инвестиционной деятельности Комитета, помимо участия в правительственных программах и проектах, разрабатывается стратегия участия в неправительственных проектах, выдвигаемых и реализуемых хозяйственными
организациями в Москве и в связи с интересами Москвы в других регионах, а также разрабатывается стратегия инвестирования в проекты, инициируемых самим Комитетом (…).
Указанные документы являются основой для индикативного планирования портфеля инвестиционных проектов, определения критериев отбора проектов в портфель и условий открытия финансирования отобранных и одобренных проектов.
Приоритетом инвестиционной деятельности сохраняется жилищное строительство, В частности, инвестиционные потребности города все больше проявляются в рамках реализации "Программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения" (ПП №700 от 15.08.95), "Программы строительства жилых домов на территории Центрального административного округа" (ПП №288 от 02.04.96), программ поддержки малоэтажных и коттеджных поселков. В рамках этих и других программ жилищного строительства и реконструкции жилья закладыватся механизм решения проблем муниципального социального строительства за счет доходов от коммерческой реализации, что представляет рынка возможность эффективно содействовать реализации жилищной программы (…).


В рамках программ сохранения и поддержания историко-архитектурного облика Москвы приоритетными являются программы реконструкции исторических, памятных и архитектурных объектов (ПП №255 от 26.03.96), "Программа капитального ремонта, реконструкции и строительства зданий в центре Москвы на 1996-1999 гг." (ПП №278 от 02.04.96) и другие программы, реализуемые, в основном, в исторической части города - Центральном административном округе.
Перспективными городскими приоритетами, требующими серьезной инвестиционной поддержки, являются "Программа развития системы общегородских центров Москвы на период до 2010 года" (ПП "626 от 30.07.96), "Программа развития гостинично-туристкого комплекса Москвы" (ПП№449 от 28.05.96), программы и проекты, предусматривающие создание деловой, торговой, культурной инфраструктуры международного уровня, ориентированной на высокую доходность и удовлетворение спроса москвичей уже в начале будущего века.
Среди программ инвестирования в коммунальную инфраструктуру представляется перспективной и соответствующей возможностям и параметрам городских займов городская программа строительства многоярусных и подземных стоянок. (…)
Значительную инвестиционную емкость содержат городские и территориальные программы развития потребительского рынка и услуг, создания современной инфраструктуры оптовой торговли, поддержки мелкого предпринимательства (…).
Перспективным сегментом приложения инвестиционных ресурсов из фондов городских займов являются городские программы развития науки и технологий. В данном контексте приоритетами служат программы перевооружения городских предприятий - хлебопекарной и мукомольной промышленности (ПП №667 от 08.08.95), текстильной промышленности, развития современной инфраструктуры городского хозяйства, - в частности перевода автотранспорта на сжатый газ, создания городской интегрированной системы радиотелефонной связи (№ПП №878 от 29.10.96) и множество других городских программ технологического характера (…).

Сегменты инвестиционных программ Москвы
С учетом содержания городских инвестиционных программ были сформированы основные сегменты Инвестиционного портфеля, ниже представленные в таблице:



пп

Кол-во проектов
Инвестиционные сегменты
$ Тыс. Всего
$ Заявка Тыс.

I
Программа развития городской инфраструктуры
4
Транспортные коммуникации
15000
15000
518940


6
Инженерные сооружения
365720
339120



9
Гаражное строительство
169930
164820

II
Программа строительства и реконструкции городских комплексов и центров
26
Торгово-офисные, деловые и общественные центры
1624200
594620
1253106


9
Гостинично-туристский комплекс
442020
409620



2
Незавершенное строительство
18545
15116



16
Объекты спорта, культуры, социально-общественного назначения
250150
233750

III
Программа строительства и реконструкции в Центральном административном округе
24
Строительство и реконструкция в ЦАО
562556
495700

IV
Жилищные программы
15
Жилищные программы префектур
271330
137530
419775


14
Коммерческие жилищные программы
309226
282245

v
Программы развития городской торговли, общественного питания, коммунального обслуживания и услуг
21
Оптовые продовольственные рынки
667760
608300
781544


30
Торговля, общественное питание, коммунальное обслуживание и услуги (программы префектур)
137950
121750



7
Социальная защита, городская среда
68494
51494

VI
Техническое перевооружение, наука и технологии, конверсия
55
Техническое перевооружение, наука и технологии, конверсия
793009
676544
676544

ИТОГО
238

5695890
4145609




Очевидно, что на последующих этапах структура портфеля будет иметь более прочный вид в соответствии с масштабами и стратегией инвестиционной деятельности этого периода. Полученная базовая структура портфеля, состав проектов, показатели доходности, ликвидности и уровень рисков подлежат уточнению и корректированию в скользящем режиме в рамках ежегодно уточненной стратегии инвестиционной деятельности Комитета.
Финансово- экономический план займа, составленный на основе утвержденных плановых показателей, понедельного планирования проведения аукционов и оценки возможности привлечения средств характеризуется следующими показателями:
ТЕКУЩИЕ ОБЪЕМЫ ЭМИССИЙ

ВИДЫ ЗАЙМОВ
ОБЪЕМ
Городской облигационный (внутренний) заем (млн. руб.)
6000
Городской облигационный сберегательный заем (млн. руб.)
1000
Облигационный заем г. Москвы в иностранной валюте (млн. долл.)
500


СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ ОБЪЕМЫ

Средневзвешенный объем привлеченных средств (млн.руб)
4990,1
Средневзвешенный объем средств в обороте (млн.руб)
4745,7
Средневзвешенный объем средств инвестиционного фонда (млн.руб)
4491,0
Средневзвешенный объем резервных фондов (млн.руб)
504,1


Содержание раздела