Основы формирования инвестиционного комплекса


В результате проведенной Москомзаймом работы по сбору проектов и информации предоставленной Департаментами Правительства Москвы отобрано более 2000 инвестиционных проектов, которые можно условно разбить на следующие группы, которые характеризуются финансово-экономическими показателями, приведенными в приведенной ниже таблице.





ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Объем
Инвестиц. Потребности
(млн.долл)
по объектам
/в среднем
Срок реализации (мес) по объектам
/в среднем
Срок окупаемости
(мес) по объектам
/в среднем
Эффективность проекта*,
В %
А. Крупные строительно-инфраструктурные программы города (Мега-Проекты) ("Манежная площадь", "Гостинный двор", "Москва-Сити", "Окружная железная дорога", "Московская кольцевая автодорога" и пр.)
500
/ 1500
60
/ 84
/120
12
Б. Строительные проекты финансово-промышленных групп, строительство и реконструкция для создания многофункциональных деловых, торговых, элитных жилищных комплексов (Бизнес-Проекты) (Проекты гостиниц "Минск","Новый город", "Альфа –Эстейт", "МФК "Система" и др.)
10- 100
/40
24-60
36-60
/45
18-20
В. Проекты "Долгостроя", частично с изменением предусмотренного первоначальным проектом функционального использования. (220 проектов "Долгострой")
5-40
/18
12-24
24-36
18
Г. Инвестиционные контракты на реконструкцию офисных, торговых, жилых помещений в центральной части города (Инвест-Контракты) (более 1000 инвестиционных контрактов ЦАО и других префектур)
2-20
/10
6-18
/12

/18
21
Д. Социально-значимые программы города и префектур, развития потребительского рынка, жилищные программы, по Постановлениям Правительства или распоряжениям Мэра (Городские проекты) ("Оптовые рынки", "Молоко для Москвы", "Реконструкция пятиэтажек" и др.)
2-20
/10
24 –60
/40
36-120
/70
16
Е. Проекты развития торговли, общественного питания, здравоохранения, коммунального обслуживания (Потребление) (гаражное строительство, развитие коммунальной быстроокупаемой инфраструктуры - авто-, газозаправки, коммерческие проекты программ Департаментов потребительского рынка, продовольственных ресурсов, Префектур)
0,5-5
/2
6-18
/12
12-24
/18
18
Ж. Проекты технического перевооружения предприятий, освоения высокотехнологичной продукции, конверсии ( Конверс-проекты) (Департамент науки и промышленной политики, Комплекс городского хозяйства, финансово-промышленные группы)
5-15
/10
18-36
/48

/48
17,7


ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПО ТИПАМ ПРОЕКТОВ


ТИП ПРО-ЕКТА

КАТЕГОРИЯ
СРЕДНЯЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ (млн. $)
КОЛ-ВО ПРОЕКТОВ
ОБЩАЯ ИНВЕСТИЦИОН-НАЯ ПОТРЕБНОСТЬ (млн. $)
А
МЕГА-ПРОЕКТЫ
1500
10
1500
Б
БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ
40
25
1000
В
ДОЛГОСТРОЙ
18
220
3960
Г
ИНВЕСТ-КОНТРАКТЫ
10
1040
10400
Д
ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ
10
60
600
Е
ПОТРЕБЛЕНИЕ
2
3960
1920
Ж
КОНВЕРС-ПРОЕКТЫ
10
50
500



Общий инвестиционный потенциал для финансирования из городских облигационных займов оценивается в 2365 проектов на 33 380 млн.долл (….).
В указанном виде, при тщательном обеспечении подготовки проектов, соблюдении условий обеспечения возврата инвестиционных кредитов, в том числе реализации городских гарантий и залогов, в случае возникновения системных рисков и пр., портфель имеет расчетную устойчивость.
Для обеспечения финансирования инвестиций в городские программы необходима реструктуризация источников заимствований с целью снижения их стоимости.
Произведенные расчеты различных моделей возможного сочетания источников заимствований с различными сроками и источниками доказывают, что снижение стоимости заимствований достигается путем укорачивания сроков заимствований, и применения рефондирования, а также увеличением доли внешних заимствований.(…)
Применение рефондирования делает необходимым увеличение залогового фонда и наличия оперативного резервного фонда из высоколиквидных инструментов, что позволяет избежать возникающих при рефондировании рисков.
При этом требования к рентабельности инвестиционных проектов снижаются на 1-1,5% годовых и позволяют финансировать долгосрочные программы. (Показатель эффективности проектов получен в результате анализа и экспертной оценки рентабельности и сроков окупаемости инвестиционных проектов и согласован с их ответственными исполнителями и гарантами возвратности инвестиций).



1.3. Основы формирования инвестиционного комплекса в рамках
инвестиционно-заемной системы г.Москвы.

Субъектом управления инвестиционно-заемной системы является инвестиционный комплекс – совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.
Организационные структуры представлены органами государственного управления (доминирующие субъекты управления инвестиционно-заёмной системы) на уровне Правительства города, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц – участников финансового, фондового и других рынков.
Весь этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционно-заёмной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.
Организационные структуры комплекса добиваются целей и решают задачи инвестиционно-заёмной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности – финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.
Весь процесс инвестиционно-заёмной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционно-заёмная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики города, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности – методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.
Управленческий цикл инвестиционного комплекса в рамках инвестиционно-заёмной системы является алгоритмом, включающим следующие этапы (шаги) воспроизводства:

  • отбор инвестиционных проектов;
  • комплексную экспертизу;
  • финансирование проектов;
  • обеспечение возвратности инвестируемых средств;
  • мониторинг реализации проектов;
  • управление рисками.

Каждый из перечисленных этапов (шагов) управленческого цикла инвестиционного комплекса является обязательной к исполнению частью технологии, несоблюдение и отступление от которой сводит к нулю, или, как минимум делает неэффективными все предыдущие и последующие решения, действия и сам социально-экономический результат в рамках функционирования инвестиционно-заёмной системы. Выпадение, или нарушение последовательности любого из перечисленных звеньев управленческого цикла неминуемо влечёт за собой помимо снижения экономической эффективности также потерю привлекательности, а в худшем случае дискредитацию всей инвестиционно-заёмной системы в глазах потенциальных и действующих её участников, в первую очередь инвесторов и реципиентов (заёмщиков) капиталов.
В свою очередь любой из элементов управленческого цикла инвестиционного комплекса является сложным реально работающим инструментом инвестиционно-заёмной системы. Так, отбор инвестиционных проектов является сложной процедурой начального просеивания претендентов на заимствование, состоящий из следующих взаимосвязанных стадий:

  • Представления и рассмотрения стандартизированных форм информирования об имеющихся инвестиционных потребностях потенциальных реципиентов заёмных капиталов - заявок.
  • Заявки претендентов проходят через конкурсную систему предварительной экспертизы соответствия оценочным показателям – критериям инвестирования, т.е. непротиворечия условиям и требованиям к заёмщикам, разработанным руководящими организационными структурами инвестиционного комплекса.

Комплексная экспертиза проектов представлет собой более высокую стадию управленческого цикла инвестиционного комплекса. В её рамках проводятся:

  • Конъюнктурно-маркетинговые исследования инициаторов проекта и рыночных перспектив объектов инвестиций;
  • Технико-технологическая экспертиза с привлечением специалистов соответствующей предполагаемой сферы приложения инвестиций;
  • Глубокий финансовый анализ состояния заявителя и его поручителя-гаранта;
  • Проработка юридической обоснованности проекта;
  • Выдача обоснования для предоставления финансовых ресурсов из капиталов, привлекаемых в рамках инвестиционно-заёмной системы.

Финансирование проектов не понимается организационными структурами инвестиционного комплекса инвестиционно-заёмной системы в узком понимании, как перевод денежных средств от инвестора к заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционно-заёмной системы – это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации, проектов.



Содержание раздела