Блоки критериальных требований, сформированные на начальном этапе работы МКЗ и представленные ниже, должны дать возможность выступать Комитету не только в качестве крупнейшего инвестора г.Москвы и России в целом, но, в конечном итоге, стать наиболее значимым с социально-экономической точки зрения инвестиционным институтом РФ, авторитет и деятельность которого позволит отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы и регионов. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам:
Целевое размещение инвестиционной массы:
Ориентировочные объемы инвестиционных потоков по направлениям.
Предельные сроки инвестиций по направлениям.
6. Долгосрочные (капвложения в новое строительство, выпуск новой продукции на предприятиях города и пр.),
7. Среднесрочные (финансирование недостроя, социальных и промышленных проектов),
8. Краткосрочные (включая финансирование внутренних и внешних торговых контрактов, обеспечение реализации программ по внутренним и внешним долговым обязательствам).
Критерии оценки заемщика.
9. Дееспособность заемщика (производственная история).
10.Кредитоспособность заемщика (кредитная история), основные финансовые показатели за отчетный период и за предыдущие 2 года.
11.Организационно-правовая форма.
12.Уставный капитал, основные фонды, собственные средства (активы и пассивы).
13.Структура кредиторской и дебиторской задолженностей.
14.Материальная база.
15.Менеджмент.
16.Вышестоящая организация, рекомендации.
17.Отчетность, штрафные санкции, налоговые претензии.
18.Участие в государственных и муниципальных программах (производственных, финансовых, социальных, экологических).
19.Деятельность на рынке ценных бумаг.
20.Плановая и фактическая рентабельность и реальный доход по каждому виду деятельности (от эксплуатации производственных объектов).
21.Залоговый потенциал.
22.Наличие государственных заказов и объем договорных работ с федеральными и муниципальными структурами, сроки и процент их выполняемости.
Критерии оценки проекта.
23.Актуальность проекта для города (по целям, объему, срокам).
24.Оптимальность и комплексность предлагаемого проекта по экономическим, социальному, экологическому аспектам.
25.Доходность (окупаемость) проекта по срокам (месяцы, годы) для заемщика и городского бюджета.
26.Универсальность (серийность) предлагаемой по проекту технологии производства продукции или оказываемых услуг.
27.Объем попутно решаемых проблем с позиций потребителя, города.
28.Соисполнители в реализации проекта (страна, область, город, фирмы), их долевое участие в проекте.
29.Источники и долевое участие в финансировании проекта.
30.Ликвидность залоговых активов:
31.Периодичность (этапность) инвестиционных интервенций.
Группы 1 и 2 критериев, применяющихся при непосредственной работе с инвестиционными проектами, детализирует макронаправления до уровня предпочтительной оценки. Эти критерии используются консультантами и экспертами на этапе предварительной экспертизы.
Отдельно рассматривается маркетинговое исследование, проведенное заявителем.
Учитывая сложность и специфику последнего вопроса, решение по маркетинговой части проекта выносится, как правило, после специализированной экспертизы.
Критерии проектной совокупности
Инвестиционно-экономический Совет определяет основные (макро) критерии инвестиционной политики - критерии проектной совокупности :
Эти критерии формулируются исходя из стратегических задач, стоящих перед МКЗ на ближайшее полугодие (в начале деятельности) и претерпевают изменения, корректируются ориентировочно раз в год. Факторы, влияющие на изменения критериев данной группы связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом не подвержены резким краткосрочным изменениям.
С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфлю МКЗ в принципе. Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени.
Очевидно, что базовые критерии меняются благодаря изменению функциональных составляющих более низкого порядка (на уровне Экспертного Совета). Так, возникновение избыточной массы подготовленных к реализации (или наоборот, не принятых) проектов одной специализации, заставляет корректировать один или несколько базовых критериев, изменяя условия приема предложений к рассмотрению, или меняя объем обязательных требований к заявителю.
Таким образом, применение двухуровневой системы критериальных оценок (Инвестиционно-экономический Совет - Экспертный Совет), позволяет использовать обратную связь и регулировать поток заявок на заемный капитал.
Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств Финансовых фондов городских облигационных займов являются:
Комплексная экспертиза проектов.
Экспертиза Проекта проводится по двум направлениям: проверка реального финансового состояния заявителя по методике, утвержденной Москомзаймом, проведение экспертизы самого Проекта по экономическим, экологическим, техническим, социальным направлениям независимыми экспертами Экспертного Совета Москомзайма и вынесение решения о целесообразности углубленного изучения бизнес-плана.
Экспертиза инвестиционных заявок проводится специализированным учреждением при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка - "Москомзайм-инвестпроект".
Основными целями Экспертного Совета МКЗ являются:
- обеспечение первичного отбора инвестиционных предложений и подготовки их к экспертизе,