В рамках такого механизма происходит согласование потребностей города в
заемном финансировании и в объемах средств, предоставляемых Комитетом для удовлетворения потребностей.
3. Рабочей формой реализации организационных соглашений является План формирования и реализации инвестиционного портфеля Комитета. План является ключевым документом, на основании которого совместно с Правительством г. Москвы будут определяться главные приоритеты в области кредитования, а также основа для улучшения состояния портфеля в краткосрочном и среднесрочном периоде.
4. Стороны соглашения проводят регулярные консультации (с периодичностью год или полгода) и готовят обзоры состояния портфеля проектов Комитета, вносят необходимые уточнения в его структуру и состав, а также стратегию инвестиционной деятельности Комитета и План совместных действий.
5. Для организации взаимодействия, а также конкретной работы по подготовке и реализации проектов создаются целевые организационные структуры, показанные ниже. Высшим органом по вопросам взаимодействия является Инвестиционно-экономический Совет под руководством председателя ИЭС (сегодня – это Мэр Москвы Ю.М.Лужков). ИЭС г.Москвы рассматривает и принимает решение по всем принципиальным вопросам, касающемся подготовки и реализации Портфеля проектов, а именно:
согласование инвестиционной политики Комитета с Правительством г. Москвы;
согласование приоритетов и стратегии инвестирования Комитета со стратегией Правительства г. Москвы;
рассмотрение и одобрение Портфеля проектов Комитета;
определение требований к структуре и стоимости финансирования Портфеля проектов Комитета;
установление основных правил и процедур взаимодействия между Правительством г. Москвы и Комитетом;
рассмотрение и принятие согласованных планов действий по подготовке и реализации Портфеля проектов Комитета;
оценка и корректировка Портфеля проектов Комитета;
другие вопросы принципиального характера, связанные с взаимодействием участников Портфеля проектов.
Инвестиционно-экономический Совет проводит свою работу в форме регулярных заседаний, на которых утверждаются отдельные программы и проекты портфеля для инвестирования. По регламенту Правительства окончательно пакет документов по каждой программе (проекту), включая решение о выделении средств, приобретает силу после утверждения Премьера (председателя инвестиционного Комитета).
Годичные заседания проводят обзор Портфеля проектов Комитета, оценку хода реализации Портфеля проектов, подведение итогов работы и определения Плана на очередной год.
Рис. 4. Система организационных структур, обеспечивающих взаимодействие участников инвестиционного комплекса г. Москвы
3.2. Финансирование проектов в рамках инвестиционно-заемной системы.
Источники финансирования проектов.
Финансирование городских инвестиционных проектов осуществляется за счет средств, привлекаемых при размещении городских облигационных займов.
Эмиссия облигаций займов осуществляется отдельными траншами (в которых выделяются серии) на основании решения Эмитента и оформляется в виде самостоятельного проспекта эмиссии, регистрируемого в соответствии с действующим законодательством. Сведения о размещении очередной серии займа объявляются не позднее чем за две недели до начала размещения облигаций (…).
Проекты решений о выпусках очередных траншей и проспекты эмиссий облигационных займов подготавливаются Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Департаментом внешних связей Правительства Москвы (по Облигационному займу города Москвы в иностранной валюте) и представляются на утверждение Премьера Правительства Москвы. Государственная регистрация эмиссий очередных траншей городских займов Москвы осуществляется Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка в Министерстве финансов России.
В необходимых случаях Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка обеспечивает получение разрешений (лицензий) Центрального Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, по облигационному займу г. Москвы в иностранной валюте (…).
Вопросы размещения, учета, обращения и погашения облигаций займов, регламентируются действующим в Российской Федерации законодательством и нормативными актами Правительства Москвы и уполномоченных им органов.
Размещение облигаций внутреннего займа осуществляется в форме аукционов, проводимых на биржевом или внебиржевом рынках.
Обращение облигаций внутреннего займа осуществляется на вторичном биржевом и внебиржевом рынке. Ведение Реестра владельцев облигаций осуществляет уполномоченный Регистратор, имеющий специальную лицензию на осуществление данного вида деятельности.
При погашении облигаций внутреннего займа производится перечисление их номинальной стоимости владельцам на момент погашения (….).
Размещение, купированное и погашение облигаций сберегательного займа осуществляется в форме комиссионной продажи через сеть специально уполномоченных банков-агентов (…).
Размещение облигаций займа в иностранной валюте осуществляется путем их выкупа андеррайтерами, определенными на конкурсной основе (…).
Для обеспечения размещения облигационных займов (за исключением займов в иностранной валюте) Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка осуществляет аккредитацию участников рынка облигаций и заключает с ними договора, предоставляющие им право на выполнение операций, связанных с размещением, обращением на вторичном рынке и погашением облигаций (….).
Для обеспечения финансирования городских инвестиционных проектов, а также для обслуживания долга по привлеченным финансовым ресурсам, покрытия расходов, связанных с выпуском, обращением и погашением размещенных облигаций и для
возмещения организационных расходов по займам образуются Финансовые фонды городских облигационных займов Москвы.
Оперативное управление Финансовыми фондами осуществляет Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка (…).
С целью обеспечения дополнительных гарантий инвесторам - покупателям облигаций городских облигационных займов Москвы, а также создания дополнительной надежности системе городских облигационных займов образуется Залоговый фонд обеспечения городских облигационных займов Москвы из состава имущества, находящегося в собственности города Москвы, а также имущества, оформляемого в залог при реализации инвестиционных проектов (…).
Порядок финансирования инвестиционных проектов включает следующие процедуры:
1. утверждение Инвестиционно-экономическим Советом плана финансирования инвестиционных проектов (объем и график финансирования) на соответствующий период времени;
2. согласование и утверждение Комитетом плана обеспечения финансирования: источники, сроки заимствования, перечень заемных инструментов, объем эмиссии;
3. обеспечение Комитетом заемного процесса и создание Финансовых фондов городских облигационных займов, предназначенных для финансирования инвестиционных проектов (…).
Структура и схемы финансирования проектов
Структура и схемы финансирования проектов предусматривает, что фонды Комитета обеспечивают потребности в финансировании проекта редко в полном объеме, а, как правило, более 30-35%. Остальная часть финансирования в последнем случае должна быть обеспечена из собственных фондов заявителя проекта и других источников (средства соинвесторов, кредиты коммерческих банков, экспортных агентств и другие).
Структура финансирования должна отвечать структуре инвестиционных расходов проекта и объему необходимых средств. В тех случаях (среднесрочные и долгосрочные проекты), когда характер средств Комитета не позволяет их одалживать до достижения срока окупаемости инвестиций, структура финансирования должна предусматривать привлечение к соответствующему моменту новых источников финансирования для возврата средств Комитета и оплаты их стоимости.
Формирование структуры финансирования и синдицирование дополнительных средств осуществляют банки-агенты Комитета, организующие финансирование проекта совместно с заявителем и его финансовым агентом. Принципиальная схема финансирования с использованием фондов Комитета приведена ниже.
В ряде случаев Комитет может присоединять свои фонды к финансированию проектов, организуемых другими кредиторами. Такая схема финансирования предусматривается на начальном этапе деятельности, а также в программах, организуемых международными банками.
Порядок финансирования инвестиционных проектов из фондов городских облигационных займов, схемы обеспечения возвратности заёмных инвестиционных ресурсов
Принципы финансирования инвестиционных проектов основываются на следующих основных положениях :
1. Распорядителем средств на всех этапах сопровождения инвестиционного проекта является КМЗ.
2. Для выполнения функций финансового контроля при сопровождении проектов КМЗ привлекает кредитные (банковские) организации, которые становятся владельцами перечисляемых им КМЗ (для финансирования инвестиционных проектов КМЗ) средств.