Инициатор проекта потерял самого главного покупателя.


Принципиальная схема взаимодействия Москомзайма с проектоустроителями, уполномоченными банками и операторами. После заключения договоров о финансировании инвестиционного проекта инициатор проекта должен находиться под постоянным контролем Менеджера проекта в соответствии с утвержденным Планом мониторинга с целью предотвращения возникновения проблем, и, как следствие, убытков по инвестиционному проекту.
Мониторинг проекта охватывает все средства для того, чтобы обеспечить возврат инвестированных сумм и минимизировать возможность неуспешного завершения проекта.
Мониторинг предполагает не только контроль за ходом реализации проекта
[см. рис. Схема контроля реализации программы (проекта)], но и вспомогательные функции:
- Приобретение информации не только о конкретном инвестиционном проекте, но и о будущих проектах или о рынке продукции, товаров (услуг) вообще.
- Предвидение (заранее) возможных рисков и своевременное воздействие на инициатора инвестиционного проекта.
Менеджером проекта составляются планы конкретных мероприятий и платежей по проекту, соблюдение которых будет строго контролироваться.
Менеджер проекта должен быть постоянно информирован о предприятии и о его рынке. Менеджером проекта постоянно должны вестись наблюдения за развитием предприятия - изменением цен, динамикой балансовых показателей и информации отчетов о прибылях и убытках, появлением новых источников убытков.
Документация по инвестиционному проекту должна содержать условия, дающие Банку право проверять отчетность инициатора проекта, или дающие Банку доступ к разъяснениям по его финансовой отчетности.
Инициатор проекта обязан осуществлять ведение бухгалтерского и аналитического учета, записей и счетов в соответствии с принятыми правилами бухгалтерского учета с целью адекватного отражения деятельности и финансового положения дел по инвестиционному проекту.
Инициатор проекта обязан ежемесячно представлять отчет о ходе реализации инвестиционного проекта, отражая в нем возможность возникновения проблем и нарушения баланса рисков инвестиционного проекта.
Информация об инициаторе проекта может быть получена менеджером проекта и из других источников, например банков, поставщиков и основных покупателей продукции. Сбор и трактовка данной информации должны помогать предвидеть возникновение проблем и степень их сложности.
Менеджером проекта периодически должен проводиться мониторинг залогов, который также должен предусматриваться в Плане мониторинга проекта.
В ходе мониторинга проекта менеджером проекта должны проводиться плановые контрольные посещения инициатора проекта с целью непосредственного ознакомления с ходом реализации проекта, но может возникнуть экстренная необходимость контрольного посещения в случае поступления тревожной информации о предприятии. Поводами для таких контрольных посещений могут служить:
- Несвоевременное поступление платежей.
- Инициатор проекта потерял самого главного покупателя.
- Инициатор проекта потерял самого важного поставщика.
- Происшествия, которые мешают производственному процессу (пожар, наводнение и прочие форс-мажорные обстоятельства).
- Изменения в менеджменте, изменения отношения руководителей предприятия к возврату инвестированных средств.
- Увольнение ведущих специалистов предприятия (например: главного бухгалтера, главного инженера и т.п.).
- Переезд предприятия.
- Поступление/непоступление оборудования.


- Изменения в структуре расходов (например, повышение закупочных цен на сырье и материалы).
- Изменения в условиях платежа.
- Регулярное несвоевременное поступление платежей.
При любых обстоятельствах менеджеру проекта необходимо в первую очередь определить масштабы проблем и после этого решать, какие меры должны быть приняты.
Менеджер проекта должен внимательно ознакомиться с работой и познакомиться с руководящей командой предприятия, понаблюдать за реакциями менеджеров и оценить все пункты, которые он считал критическими. По результатам командировки менеджер проекта должен составить отчет о текущем мониторинге проекта. (См.



Приложение).
После изучения предоставляемой инициатором проекта документации, прочей информации о ходе реализации инвестиционного проекта, контрольных посещений менеджер проекта составляет и представляет начальнику Отдела оценки проектов ежемесячный отчет об изменениях, вероятности возникновения проблемных ситуаций на предприятии и возможных несоответствиях фактического хода работ утвержденным планам мероприятий и платежей по инвестиционному проекту, а также представляет свои предложения по внесению изменений в планы мероприятий и платежей и по возможностям расшивки "узких мест" инвестиционного проекта.
В случае, если менеджер проекта замечает ухудшающееся положение дел по инвестиционному проекту (независимо от того, являются ли признаки проблемности финансовыми или нефинансовыми), он должен педпринять следующие меры:
- проанализировать проблемы инициатора проекта;
- проконсультироваться с руководством Управления инвестиционных проектов;
- проконсультироваться с аудиторами Банка;
- собрать информацию о том, где еще Банк может столкнуться с риском в работе с данным инициатором проекта;
- ежедневно следить за движением средств на счете инициатора проекта;
- просмотреть все дело инициатора проекта, обращая особое внимание на возможность скорейшей реализации залога;
- подготовить план корректирующих мер и предоставить его на рассмотрение руководства Управления инвестиционных проектов.
Менеджер по проекту готовит доклад (Доклад о проблемах при реализации инвестиционного проекта), который ежемесячно пересматривается, дополняется, согласовывается с Начальником Управления и при необходимости представляется на заседание Инвестиционного Комитета Банка.
Проблемы, которые следует отражать в Докладе о проблемах при реализации инвестиционного проекта:
- причины задержки платежей по проекту более чем на 15 дней;
- причины значительного ухудшения финансового положения инициатора проекта и возможности выхода из кризиса;
- любое происшествие или происшествия, которые могут привести к выводу об увеличении рисков по данному инвестиционному проекту;
- проблемы вскрытые во время аудиторских или мониторинговых проверок инвестиционного проекта;
- причины смены руководства или собственников предприятия;
- причины любых других проблем, существенных с точки зрения менеджера проекта.
В случае возникновения проблемных ситуаций при реализации инвестиционного проекта менеджер проекта обязан:
1. Провести немедленную встречу с инициатором проекта с целью детального анализа причин невыполнения им своих обязательств перед Банком.
2. Приостановить дальнейшее осуществление Банком инвестиционных обязательств по проекту.
3. Принять необходимые меры по заблокированию всех счетов инициатора проекта.

  1. Подготовить и предоставить на согласование начальника Управления

предложения либо по новым срокам исполнения обязательств инициатором проекта, либо по обращению взыскания на имеющееся обеспечение проекта.
5. Провести соответствующие переговоры с представителями организаций - гарантов по инвестиционному проекту.
6. Подготовить все необходимые документы по обращению взыскания на имущество или иные источники заемщика или гаранта.
7. Представить документы о взыскании гаранту финансирования или в соответствующие судебные инстанции. Организовать участие Банка в рассмотрении этих документов.
8. Проконтролировать получение средств в объеме неисполненных обязательств и штрафных санкций с гаранта по договору поручительства или с заемщика по решению судебной или иной инстанции.
9. Решения об изменении условий договора на финансирование инвестиционного проекта, о расторжении (или нерасторжении) договора на финансирование, получении с инициатора проекта всех накопленных сумм обязательств принимаются на Инвестиционном комитете Банка в порядке, аналогичном порядку принятия решения о финансировании инвестиционного проекта.
По завершении инвестиционного проекта дело инициатора проекта закрывается и хранится в Управлении инвестиционных проектов в течение срока, установленного номенклатурой дел по сдаче в архив.(…)
3.4. Управление рисками в ходе реализации инвестиционных проектов.

Методика оценки рисков.
Риски в процессе реализации инвестиционных проектов оцениваются по трем группам: кредитования, реализации инвестиционных проектов, возврата денежных средств городского облигационного займа.
Для обеспечения приемлемого дохода на инвестируемые средства ставка процента по кредитам должна основываться на банковской надбавке сверх суммы стоимости, используемой для кредитования доходов. Надбавка включает ожидаемые расходы по формированию портфеля кредитов и определенный доход на инвестированные средства для владельца банка.

Ожидаемые затраты включают надбавки за риски кредитования и эксплуатационные затраты по мобилизации средств и выдачи кредитов.

Эти затраты включают кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности, административные издержки и доход на акционерный капитал.



Содержание раздела