С другой стороны, для оценки размера обеспечения, предлагаемого инициатором проекта, необходимо его предполагаемую рыночную стоимость умножить на коэффициент ликвидности, определяемый следующим образом.
Обеспечение абсолютно ликвидно - 1 ;
Обеспечение высоколиквидно - 0.8 ;
Обеспечение ликвидно - 0.6 ;
Обеспечение низко ликвидно - 0.4 ;
Обеспечение практически неликвидно - 0.2 .
Вывод о достаточности обеспечения по проекту делается на основании сравнения двух описанных выше характеристик.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Основной целью городских облигационных займов Москвы является привлечение временно свободных средств из всех видов отечественных и иностранных источников в городские инвестиционные программы, их эффективное использование, обеспечивающее развитие столичной инфраструктуры, увеличение занятости и расширение налогооблагаемой базы бюджета. Ресурсы облигационных займов Москвы могут компенсировать нехватку бюджетных инвестиционных ресурсов только в сегментах инвестиционных потребностей, обеспечивающих возвратность и гарантированную доходность вложений.
При этом рассматриваются не только возможности прямого денежного потока от реализации проекта и использования продукта проекта (доходов проектоустроителя от продажи или аренды зданий, торговых площадей, жилья, реализации товаров, производимых на новых мощностях, и пр. хозяйственной деятельности), из которых осуществляется возврат заёмных средств, но и учитываются возникновение диверсифицированных потоков косвенного пополнения бюджета от налогообложения, возможности использования в качестве покрытия внебюджетных и специальных фондов (например, - дорожного фонда). Развитие городской инвестиционно-заёмной системы приведёт в ближайшей перспективе - с 2000 г., к преобладанию средств облигационных займов над суммарными возможностями других источников внебюджетного и привлечённого инвестирования.
2. Планирование инвестиционной программы Москвы осуществляется на более высоком уровне, чем любым кредитным учреждением или инвестором (так как последние рассматривают каждый проект в отдельности). Инвестиционная программа рассматривается не как совокупность азрозненных проектов с оценкой доходности, диверсификации, дисперсности каждого, а как взаимосвязанная система, в которой объекты воздействуют друг на друга и на городскую среду.
3. Важнейшим инструментом в реализации новых целей городской инвестиционной деятельности стал Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка - новый тип института инвестиционно-финансовой деятельности, защищённый мощью исполнительной власти от экономического кризиса и спада инвестиционной активности, авторитет и статус которого позволяют отечественным и зарубежным инвесторам безбоязненно вкладывать свои средства в экономику Москвы. В России до сих пор не было прецедентов проведения такого рода инвестиционной политики, так как города почти не участвовали в заёмном процессе. Если же средства привлекались, то никто специально не занимался управлением процессом инвестирования.(…)
4. Эффективность использования средств из фондов облигационных займов достигается исключительно путём реализации следующих задач:
Формирования современной, адекватной принятым в мировой практике критериям, технологии отбора, подготовки и осуществления инвестиционных проектов.
Исключение использования заёмных ресурсов на цели и программы, не отвечающие критериям окупаемости, возвратности и срочности займов.
Отработка механизма финансирования и контроля за возвратом заёмных ресурсов с участием наиболее надёжных финансово-кредитных учреждений города.
5. Основой обеспечения высокой экономической и социальной эффективности реализации инвестиционных проектов является наукоёмкая и аккумулирующая новейшие разработки критериальная (нормативно-оценочная) база, обеспечивающая максимально объективный подход и к рассмотрению представляемых материалов, и к процедурам выбора индивидуальных и институциональных экспертов, и к работе организаций-участников реализации проектов. Блоки критериальных требований, подготовленные и представленные в настоящем исследовании, апробированы и широко применяются в заёмно-инвестиционной деятельности Москомзайма.
6. Разработаны и применяются следующие блоки критериальных требований к проектам и их участникам:
Детализация макронаправлений инвестиционных проектов на этапе предварительной экспертизы до уровня предпочтительной оценки.
Диагноз производственно-экономической истории, управленческой дееспособности и финансового состояния заёмщика с подготовкой предложений о форме финансирования проекта и порядке взаиморасчётов в ходе его реализации.
Степень подготовленности и глубины проработанности инвестиционных проектов с итоговым выводом об уровне положительной величины чистой приведённой стоимости от реализации проекта при заданной ставке дисконтирования.
СпециHлизированный анализ маркетингового исследования заявителя.
Основные (макро) критерии инвестиционной политики - критерии проектной совокупности, определяет Инвестиционно-экономический Совет г. Москвы - высший инвестиционный орган города, утверждающий основные показатели по займам, принимающий финансовые решения, осуществляющий инвестиционное планирование в рамках Москвы.
Факторы, влияющие на изменения макрокритериев связаны с экономико-политической и социальной обстановкой в г.Москве и Российской Федерации в целом, не подвержены резким краткосрочным изменениям. С помощью критериев проектной совокупности Инвестиционным Советом формируются требования к инвестиционному портфелю Москомзайма в принципе.
Выраженные в цифровых значениях эти требования являются базовыми при приеме к рассмотрению и регистрации любого инвестиционного проекта в конкретный период времени.
7. Основными критериями инвестиционного отбора при финансировании за счет средств облигационных займов являются:
соответствие программам развития г.Москвы;
оптимальность и комплексность по экономическим, технологическим, социальным и экологическим составляющим, подтвержденная согласованием с городскими отраслевыми и территориальными структурами;
экономическая и бюджетная эффективность для города, создание новых и сохранение рабочих мест, социальная значимость и пр.;
соответствие финансовых показателей проекта (рентабельность, срок окупаемости, расчетный период возврата инвестированных средств) критериям инвестирования и параметрам проектного портфеля Совета.
доходность (окупаемость) проекта, определяемая критерием минимальной эффективности заявочного портфеля, вычисляемой на момент отбора проекта с учетом прогнозируемых индикаторов;
надежность заявителя (заемщика), гарантированность возврата инвестированных средств в установленные сроки;
наличие подтвержденной аудиторской проверкой надежности схемы возвратности инвестируемых средств - гарантий, ликвидных залоговых активов, отчуждение заявителем материальных активов или прав в рамках проекта в пользу уполномоченного Правительством Москвы учреждения на период реализации проекта - и ее участников (уполномоченные банки, страховые компании и др.).
степень подготовленности Заявки к реализации и глубина прединвестиционной проработки проекта.
8.Организация оценки и экспертизы проектов может осуществляться с использованием следующих основных схем:
прямая схема, при которой Комитет непосредственно получает заявки и проводит оценку проектов;
структурная схема, при которой уполномоченные банки (финансово-инвестиционные институты) получают заявки и проводят оценки проектов, а Комитет одобряет или отклоняет отобранные последними проекты;
смешанная схема, сочетающая обе вышеназванные.
9. Обязательным условием заключения сделки финансирования каждого инвестиционного проекта за счёт средств из фондов городских облигационных займов являются формы и условия сопровождения инвестиционных проектов и контроля за целевым использованием заёмщиками выделяемых ресурсов. В связи с этим, в деятельности Москомзайма применяется мониторинг исполнения проектов, методика которого разработана автором настоящей диссертации. Мониторинг проекта охватывает все средства для того, чтобы обеспечить возврат инвестированных сумм и минимизировать возможность неуспешного завершения проекта.
Инициатор проекта обязан ежемесячно представлять отчет о ходе реализации инвестиционного проекта, отражая в нем возможность возникновения проблем и нарушения баланса рисков инвестиционного проекта.
Во всех случаях условия сопровождения должны согласовываться заинтересованными сторонами при решающем голосе Москомзайма.
10.Накопленный опыт функционирования инвестиционно-заёмной системы привёл к выработке следующих практических принципов финансирования инвестиционных проектов за счёт средств городских облигационных займов:
Фонды Комитета должны обеспечивать потребности в финансировании проекта в объёме, как правило, не более 30-35%. Остальная часть финансирования в последнем случае должна быть обеспечена из собственных фондов заявителя проекта и других источников (средства соинвесторов, кредиты коммерческих банков, экспортных агентств и другие).
Распорядителем средств на всех этапах сопровождения инвестиционного проекта является КМЗ.
Для выполнения функций финансового контроля при сопровождении проектов КМЗ привлекает кредитные (банковские) организации, которые становятся владельцами перечисляемых им КМЗ (для финансирования инвестиционных проектов КМЗ) средств.
Процедуры финансирования проектов индивидуальны, однако в каждом случае предусматривается оформление и подписание следующих документов:
договор между Комитетом (его уполномоченной структурой) и уполномоченным банком о финансировании проекта;
договор между заявителем проекта и Комитетом (уполномоченной им структурой) о сопровождении проекта, согласованный с курирующим проект органом управления города;
соглашение о финансировании (кредитный договор) между уполномоченным банком и заявителем;
договор обеспечения возвратности финансовых ресурсов (поручительства, гарантий, залога, обязательного выкупа, страхования и т.д.), в соответствии со схемой, согласованный с Комитетом (уполномоченной им структурой).
исполнитель ("реализатор") инвестиционного проекта получает предоставляемые ему средства КМЗ в пользование при условии выполнения им всех обязательств по договору между ним и банком-агентом.