Административные издержки - предельные затраты


Административные издержки - предельные затраты по мобилизации средств, выдаче кредитов и их обслуживанию.
Доход на акционерный капитал - установленная величина дохода по инвестициям акционеров, чистая прибыль сверх ожидаемых потерь и затрат, необходимых для покрытия риска инвесторов в связи с неточностью оценок затрат и потерь, а также неиспользования альтернативного курса. Доход определяется, как сумма предельной ставки процента по кредиту и компонентов банковской надбавки по рискам.
Кредитный риск - потенциальные потери в случае неплатежей заемщика. Потери для кредитора в случае неплатежей бывают нескольких видов.

Кредитор несет потери, если сумма, вырученная от продажи предмета обеспечения возвратности меньше, чем невыплаченная часть кредита (возрастную сумму процента).

Кроме того, возникают и административные издержки по управлению невыплаченными кредитами и конфискованным обеспечением. Издержки, связанные с невозвратом кредита, включают так же потерю процента или основной суммы кредита, связанную с временной отсрочкой в отношении наложения санкций на должника, или реструктурирования невыплаченных кредитов и времени, необходимого для получения имущества должника в результате потери или права выкупа (получения) обеспечения кредита.
Риск процентной ставки - потенциальные потери, вызванные финансированием при несбалансированности периодичности пересмотра ставок процента по кредитам и заемным средствам (т.е. если ставка процента по кредитам корректируется реже, чем ставки процентов по привлеченным средствам в условиях роста процентных ставок).
Риск альтернативного выбора - потери при реинвестировании, вызванные ранним погашением кредита с фиксированной ставкой процента (риск досрочного погашения) и потери при финансировании кредитов, связанные с определением ставки процента для заемщика перед началом финансирования заемщика (риск предварительных обязательств).
Риск досрочного погашения возникает, когда заемщик имеет право не гасить кредит до окончания кредитного периода. Если рыночная ставка падает ниже контрактной ставки по кредиту, заемщик получает стимул к погашению кредита с помощью нового кредита, полученного под рыночную ставку процента.
Риск предварительных обязательств имеет место, когда кредитор берет на себя обязательство предоставить кредит под определенный процент перед началом финансирования кредита. Этот риск аналогичен риску досрочного погашения, за исключением того, что период времени применения такого выбора короче.
Риск изменения условий мобилизации фондов - потенциальные потери, вызванные изменением стоимости фондов (базовой ставки) при кредитовании с финансированной надбавкой (относительно базовой ставки). Этот вид риска возникает при долгосрочном кредитовании при переменной ставке процента, когда процентная надбавка по кредиту фиксирована, а процентная надбавка по заемным средствам - переменная величина.

Если банк предоставляет кредит с доходом, равным финансированной процентной надбавке к месячной ставке Москомзайма, он рискует тем, что надбавка, которую он должен заплатить Москомзайму по заемным средствам, может через некоторое время (квартал, полгода, год) измениться.
Риск ликвидности - стоимость поддержания необходимого уровня ликвидности или потери, вызванные продажей ценных бумаг для получения наличных средств. Он возникает в связи с трудностью мобилизации наличных средств путем продажи активов по ценам рыночным или близким к ним.

Банки держат определенный объем наличных средств и краткосрочных ценных бумаг (портфель ликвидности) для контролирования краткосрочных колебаний наличности.

Портфель ликвидности и резервные средства имеют относительно низкие процентные ставки и таким образом влекут за собой определенные издержки для кредитора.
Возврат денежных средств городского облигационного займа переданных банком для финансирования реализации инвестиционных проектов имеет следующие риски:
возвратности - потенциальные потери в случае задержек платежей или неплатежей уполномоченного банка или банка агента Москомзайму;


доходности ценных бумаг - потенциальные потери Москомзайма при несбалансированности периодичности пересмотра ставок процента возврата заемных средств уполномоченными банками, ставок облигаций займа и ставок по ценным бумагам фондового рынка;
досрочных платежей по облигациям возникает при досрочном предъявлении определенного количества облигаций займа к оплате при наличии такого права у инвесторов предварительных обязательств аналогичен такому же банковскому риску.
Риск ликвидности определяется возможной суммой вырученных средств от реализации обеспечения возвратности заемных средств и временем реализации.
Риски реализации инвестиционных проектов определяются на стадии отбора проектов для финансирования и на отдельных этапах его реализации. Это прежде всего:
риск обеспеченности ресурсами составляет затраты на компенсацию возможных сбоев на поставках материалов, оборудования и других ресурсов, используемых в процессе реализации инвестиционных проектов;
риск несоблюдения сроков реализации инвестиционного проекта - возможные потери, связанные с задержкой реализации проекта на рынке и получения необходимого для возврата заёмных средств дохода.
Критерии рисков при реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционной системы городских облигационных займов отличаются от традиционных банковских оценочных показателей. Потенциальные потери от исполнения проектов не сводятся для Правительства Москвы к узкому финансовому пониманию соотношения количества вложенных денежных ресурсов с их физическим возвратом и величиной прироста на инвестированный капитал. Заинтересованность органа управления субъекта федерации (городской власти) в инвестировании заёмных средств мотивируется планами:


  • привлечения в город передовых технологий;
  • создания новых рабочих мест;
  • загрузки и рационального использования установленных мощностей на территории города;
  • налаживания производства перспективных товаров и услуг:
  • увеличения городской налоговой базы вследствие роста оборотов у субъектов предпринимательства, в проекты которых были инвестированы средства из фондов облигационных займов.

Поскольку риски постоянно пронизывают всю деятельность, руководство деятельностью Комитета требуется вести с учетом способности общей системы управления регулярно выполнять функции выявления рисков, их анализа и сокращения. Для этого учет рисков должен входить как одна из компонент любой деятельности в Комитете и должностных обязанностей руководящего персонала.

Но этого недостаточно и одновременно необходима специализированная система для управления с учетом рисков.
Предлагаемая далее система предусматривает создание в Комитете комиссии по рискам, имеющей статус равный Комиссии по кредитам, а также создание в центральном аппарате специализированного подразделения (управления или отдела) по анализу и контролю рисков (рис. 7).
Создание указанных структур не исключает обязанность верхнего уровня руководства Комитета учитывать в своих решениях фактор риска, а должно помочь руководству лучше выполнять эту обязанность.
На уровне подразделений, где это целесообразно, могут быть созданы специализированные группы или введена должность специалиста по рискам. В случаях, когда это не целесообразно, работы в области рисков могут быть лишь частью деятельности специалистов, имеющих более широкие функции и задачи.

Группы по рискам в подразделениях могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе.

Независимо от того, какая форма организации работ по рискам будет выбрана на низовом уровне, с образованием в банке Комиссии по рискам и подразделения (управление, отдел) по анализу и контролю рисков, возникает не только специализированное подразделение на верхнем уровне Комитета, но и целая служба, пронизывающая деятельность Комитета по вертикали.

.















Рис. 7. Принципиальная схема организации управления рисками в банке.
Комиссия по рискам
Комиссия по рискам создается с целью регулярной оценки с точки зрения рисков ситуации в целом, по отдельным направлениям деятельности, структурным подразделениям, проектам, программам Комитета и на основе этого выработки политики и важнейших мероприятий по контролю и управлению рисками.
Основными задачами Комиссии являются определение политики и выработка основных мер, касающихся:
поддержания ликвидности и платежеспособности;
назначения процентных ставок;
снижения опасности колебания курсов валют;
формирования кредитного и инвестиционного портфеля ;
ограничения опасной концентрации (связанной с бухгалтерским балансом, расходами и доходами) в отношении отдельных клиентов и отраслей;
сокращения негативных последствий инфляции;
предотвращения кризисных ситуаций, перехода к особому управлению в кризисных ситуациях;
одобрения новых инициатив;
столкновения интересов и репутации;
страхования имущества и сделок;
экспертизы планов, проектов и программ банка с учетом рисков;
экспертизы рисков значительных организационных и иных нововведений в работе Комитета;
оценки качества клиентов, партнеров и агентов, определения состава желательных и нежелательных агентов и партнеров Комитета;



Содержание раздела