Улучшение архитектурного облика и благоустройство города
По решению Инвестиционно-экономического Совета (Правительства Москвы) может быть создан постоянный орган по управлению реализацией городских инвестиционных проектов, в форме постоянной комиссии Совета, учреждения, унитарного предприятия.
Рабочая группа, либо постоянный орган управления проектами, разрабатывают и реализуют сетевой график выполнения работ по городским проектам, выполнения финансовых платежей, организуют мониторинг реализации проекта с представлением регулярной информации Инвестиционно-экономическому Совету.
Группа сопровождения проекта регулярно информирует Комитет и Инвестиционно-экономический Совет о реализации проектов. В случае необходимости, в том числе при обнаружении фактов отклонения от согласованной программы инвестирования, нецелевого использования средств, нарушения согласованного графика финансовых потоков и пр., Комитет выносит вопросы проекта на заседания Совета, где принимается решение о дальнейшей целесообразности инвестиционной деятельности в отношении Заявителя.
Комплексный отчет об управлении проектами и инвестиционной деятельности предоставляется Комитетом в Инвестиционно-экономический Совет города и Правительство Москвы не реже одного раза в год. Решение Инвестиционного Совета является окончательным для Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка.(…)
2.3. Инвестиционный портфель города.
Структура и приоритеты.
Формирование портфеля проектов осуществляется Комитетом по специальным процедурам исходя из Стратегии инвестиционной деятельности Комитета.
Формирование портфеля проектов в силу долгового характера средств,
используемых для его финансирования, производится на основе особых принципов,
подчиненных задачам устранения рисков и получения доходности, достаточной для обслуживания и возврата долга, поддержания высокой ликвидности вложений. Состав проектов определенное время будут ограничивать характер привлекаемых средств, которые будут оставаться дорогими и "короткими" в силу особенностей нынешнего состояния московского финансового рынка.
Это ограничение в известной мере будет нивелировано заимствованиями на внешнем рынке, что удешевит средства и увеличит сроки их использования в проектах. Для включения в портфель проектов со сроками окупаемости свыше 2 и более лет, будет практиковаться последовательное заимствование для таких проектов несколькими траншами или из разных источников с тем, чтобы сформировать ресурсы, отвечающие характеру среднесрочных и долгосрочных проектов.
Ряд долгосрочных и среднесрочных проектов включаются в портфель не в полном объеме, а в пределах одной из их фаз, имеющих относительно самостоятельное значение и ликвидную стоимость (…).
К примеру, в портфель Комитета включаются не проекты застройки микрорайона или сооружения многофункционального комплекса в целом, а лишь субпроекты подготовки строительной площадки со всеми внешними коммуникациями и пакетом разрешительной документации, что дает возможность упростить работу неправительственных инвесторов, а расходы Комитета полностью возвратить на начальной фазе проекта (…).
Другой способ участия Комитета лишь в отдельных фазах долгосрочного проекта будет состоять в том, что проектоустроитель будет обязан к завершению такой фазы проекта подготовить источники финансирования, из которых будут возвращены средства Комитета и продолжено дальнейшее финансирование проекта.
Ограниченное временное участие зачастую будет крайне ценным для запуска проекта либо покрытия рисков инвестиционных расходов. В данном вопросе особую роль играют механизмы ипотечного кредитования в жилищных и гаражных программах Правительства Москвы.
Структура портфеля инвестиционных проектов
1. Развитие отраслей городского хозяйства
1.1. Транспортные коммуникации, транспорт и связь
1.2. Коммунальный сектор
1.3.Реконструкция и строительство зданий и сооружений гражданского назначения
1.4. Стройиндустрия
1.5. Промышленность
1.6. Наукоемкие технологии
1.7. Общественное питание
1.8. Обслуживание населения
1.9. Здравоохранение
1.10. Образование, культура и спорт
2. Развитие территорий г. Москвы
2.1. Центр города и исторические зоны
2.2. Зона МКАД
2.3. Городские округа
2.4. Рекреационные и санитарные зоны
3. Проекты повышения качества городской среды и жизни горожан
3.1. Экологические проекты
3.2. Улучшение архитектурного облика и благоустройство города
3.3. Энерго- и ресурсосбережение
4. Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности и другие проекты мультипликативного характера
4.1. Развитие инфраструктуры фондового и финансового рынков
4.2. Проекты улучшения инвестиционного климата
4.3. Страхование инвестиций
4.4. Создание инвестиционно-заемной системы Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка г. Москвы
4.5. Другие проекты мультипликативного характера
5. Проекты, связанные с экономическими интересами г. Москвы в других регионах страны и за рубежом
5.1. Совместные проекты с Московской областью
5.2. Участие в развитии исторических областей зоны "Золотое кольцо России"
5.3. Проекты в регионах, с которыми заключены долгосрочные торгово-экономические соглашения (в первую очередь по поставкам продовольствия и сырья)
5.4. Проекты в странах СНГ и других зарубежных странах
6. Портфельные инвестиции
6.1. Вложения в доходные высоконадежные ценные бумаги с целью обеспечения ликвидности портфеля проектов в целом
6.2. Вложения в ценные бумаги московского рынка для его регулирования
6.3. Вложения в корпоративные бумаги московских эмитентов для стабилизации их финансового положения.
В количественном выражении структура инвестиционного портфеля на этапе устойчивой инвестиционной деятельности (2000 г.) характеризуется следующими параметрами :
Развитие отраслей городского хозяйства - 39%
Развитие территорий города - 19%
Проекты повышения качества городской среды и жизни горожан - 14%
Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности - 4%
Проекты, связанные с экономическими интересами г. Москвы в других регионах страны и за рубежом - 16%
Портфельные инвестиции - 8%
По отраслям городского хозяйства структура инвестиций сложилась следующей:
Транспортные коммуникации, транспорт и связь - 18%
Реконструкция и строительство объектов недвижимости - 27%
Коммунальный сектор - 7%
Обслуживание населения - 21%
Реконструкция и модернизация промышленности - 14%
Образование, здравоохранение, культура и спорт - 8%
Рис. 5а
Рис. 5б
Рис. 5. Структура портфеля по видам проектоустроителей (а) и срокам окупаемости проектов (б)
Наукоемкие производства - 5%
По видам проектоустроителей структура портфеля выглядит следующим образом (см. рис.5а):
Департаменты, префектуры Правительства и муниципальные унитарные предприятия - 34%
Немуниципальные фирмы - 66%
По срокам окупаемости проектов структура сложилась следующей (см. рис.5б):
Особо короткие проекты (менее 1 года) - 21%
Краткосрочные проекты (менее 3 лет) - 61%
Среднесрочные проекты (от 3 до 5 лет) - 12%
Долгосрочные проекты (более 5 лет) - 6%
Структура портфеля при указанных параметрах отражает структуру потребностей городского хозяйства, приоритеты инвестиционной политики правительства города и соответствует структуре и срокам планируемых займов, стоимости привлекаемых средств и требованиям к доходности и ликвидности вложений.
Очевидно, что на начальном этапе (1997 г.) структура портфеля будет иметь более простой вид в соответствии с масштабами и стратегией инвестиционной деятельности этого периода. Полученная базовая структура портфеля, состав проектов, показатели доходности, ликвидности и уровень рисков подлежат уточнению и корректировке в скользящем режиме в рамках ежегодно уточненной Стратегии инвестиционной деятельности Комитета.
Состав проектов портфеля (приоритеты).
Состав проектов сформирован в соответствии со Стратегией инвестиционной деятельности Комитета по специальной процедуре оценки и отбора заявок проектоустроителей. Процедура оценки и отбора предусматривала экспертизу технико-
экономических обоснований проектов, оценку финансового состояния и управленческого опыта проектоустроителей. Прошедшие экспертизу проекты далее отбирались в соответствии с установленными приоритетами инвестиционных вложений и набором критериальных показателями (сроки, доходность, ликвидность и уровень рисков вложений).
Кроме того, состав проектов корректировался с учетом требований к структуре и параметрам финансирования, накладываемых характером средств, привлекаемых в ходе размещения займов. В числе требований также учитывались требования к нормативам объемов собственного финансирования проектоустроителей, а также способность предоставить обеспечение возвратности средств Комитета.
Пакет проектов, включенных в портфель Комитета, объединен общим замыслом и стратегий участия Комитета в развитии городского хозяйства, удовлетворения его текущих и будущих инвестиционных потребностей.
Общее число проектов, заявляемых к финансированию составило более 3300, с суммарным объемом свыше 6,5 млрд. долл. США (…).
После предварительного отбора в список (проект портфеля) было включено более 1420 проектов, соответствующих основным критериям, которые распределилось следующим образом по направлениям инвестирования: