На региональном уровне определение фонда бюджетных ассигнований требует обязательного планирования необходимых средств для проведения региональных программ, финансирования общерегиональных объектов культуры, науки, здравоохранения. Оставшаяся часть бюджета региона (равно как и федерального) должна распределяться пропорционально численности населения.
Такой подход обеспечивает более справедливое распределение бюджетных средств как между регионами, так и внутри них, чем одноканальное формирование бюджетов снизу вверх или сверху вниз.
Сущность региональных финансов
Рассмотрим основные аспекты функционирования финансовой системы субъекта Федерации.
Финансы субъекта Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения текущих и возникающих социально-экономических задач региона.
Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта Федерации и населением, живущим на его территории, а также хозяйствующими субъектами, которые действуют на территории данного региона.
Региональные финансы включают:
средства регионального бюджета;
государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти региона;
другие денежные средства, находящиеся в собственности региона.
В широком понимании финансы субъекта Федерации могут также включать его консолидированный бюджет. Региональные финансы основываются на следующих основных принципах:
самостоятельность;
бюджетный федерализм;
государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
прозрачность;
гласность.
Права собственника в отношении региональных финансов осуществляются органами государственной власти региона в соответствии с Конституцией России и Уставом субъекта Федерации.
Региональные финансы составляют экономическую основу государственной власти региона наряду с его собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта Федерации, а также другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей региона.
Средства бюджета субъекта Федерации, региональные внебюджетные фонды входят в состав региональной собственности. Управляют собственностью субъекта Федерации его органы государственной власти.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта Федерации, от его имени осуществляют региональные органы государственной власти.
Региональные органы государственной власти имеют право передавать объекты государственной собственности региона во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать (приватизировать). Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта Федерации определяются его органами государственной власти самостоятельно.
Особое значение для региональных финансов имеет принцип бюджетного федерализма, который заключается в четком разграничении бюджетных доходов и расходов, а также тесном взаимодействии бюджетов различных уровней на основании соответствующих федеральных и региональных законов и соглашений между федеральным центром и субъектом Федерации. Региональные органы государственной власти по соглашению с федеральными органами государственной власти России могут передавать им право на осуществление части своих полномочий.
Наряду с этим региональные органы государственной власти не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, также как и федеральные органы государственной власти не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению региона.
В целях реализации своих полномочий региональные органы государственной власти:
участвуют совместно с федеральными органами государственной власти в разработке проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения России и региона;
осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным федеральным законодательством;
участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории своего региона;
создают условия для привлечения инвестиций в экономику региона в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.
<
p>
Региональные органы исполнительной власти могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти России в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти могут быть наделены полномочиями региональных органов исполнительной власти в соответствии с действующими соглашениями, заключенными между региональными и федеральными органами исполнительной власти.
Субъект Федерации может самостоятельно устанавливать и вводить своими законами региональные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством об основах налоговой системы, Налоговым кодексом Российской Федерации, основываясь на общих принципах налогообложения, установленных Конституцией РФ.
Состав и размеры доходов, поступающих в бюджет субъекта Федерации и бюджеты входящих в его состав муниципальных образований в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Федерации, если размер и порядок уплаты таких отчислений прямо не установлены федеральным законодательством.
Финансирование расходов федерального бюджета на территории региона может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта Федерации и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
В целях разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти по предметам совместного ведения региональные органы исполнительной власти заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.
Разграничение государственной собственности на территории субъекта Федерации, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную и региональную собственность, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта Федерации производится, как правило, отдельными соглашениями.
Региональная финансовая политика
Региональные финансы одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках каждого конкретного региона в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие региональных финансов основываются на концепции региональной экономической политики, одной из составных частей которой является финансовая политика региона. Основными целями региональной финансовой политики являются:
обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом пространстве;
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты в различных регионах;
выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главная цель региональной финансовой политики стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:
финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;
обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств в развитие общероссийской экономической инфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;
обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов и стимулирование развития их собственного финансового потенциала для решения важнейших социально-экономических проблем.