И если для небольших стран с унитарной формой правления это вполне приемлемо, то в крупных странах с федеративным государственным устройством проблемы взаимоотношения между регионами, между центром и регионами, а иногда и внутри регионов всегда присутствовали и будут присутствовать в силу разнонаправленных экономических интересов.
Другой вопрос каков механизм разрешения подобных противоречий. Одно дело, когда речь идет о странах с развитой экономикой, старыми демократическими традициями, таких как США, Германия и совсем другое, когда мы рассматриваем экономику переходного периода России.
В последнее время все чаще обсуждается идея пересмотра экономических границ субъектов РФ. На наш взгляд, это кажется преждевременным в связи с тем, что:
Правомерно ли ставить вопрос о конкурентоспособности регионов в рамках единого государства. На наш взгляд, конкурентоспособность в самом общем виде это обладание некоторыми свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования перед другими аналогичными субъектами.
При этом область или сферу, в которой ведется соревнование, можно назвать конкурентным полем.
На наш взгляд, можно утверждать, что существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразные формы ее проявления на национальном или международном рынке, тем, как правило, выше уровень конкурентоспособности.
По нашему мнению, конкурентная борьба между российскими регионами все-таки имеет место, хотя протекает в иных формах и влечет за собой несколько иные последствия, чем на микро- и макроуровне. Это можно проследить на примере основных субъектов экономики региона.
Так, предприятия региона конкурируют:
Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивают интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя и т.д.
Однако главным субъектом региона, на наш взгляд, является население, поскольку именно здесь люди реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. Как успехи предприятия в конкурентной борьбе, так и положение региональной власти во многом определяются той социально-политической обстановкой, которая складывается в регионе.
В этой связи представляется целесообразным при определении конкурентоспособности региона взять за основу критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения. Тем более, что подобный подход широко распространен в мировой практике. Например, страны ОЭСР определяют конкурентоспособность как “способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.”
В докладе президентской комиссии США по проблемам конкурентоспособности последняя определяется как степень, с которой страна при свободных и справедливых условиях рынка производит товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, формируя и увеличивая при этом доходы своих граждан. Безусловно, что уровень жизни населения неразрывно связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан.
Заработная плата, являясь в свою очередь элементом издержек производства для предприятия, во многом зависит от эффективности его функционирования ( 5).
Из схемы видно, что исходной категорией для анализа конкурентоспособности региона является региональный рынок. В этой связи представляется необходимым более подробно рассмотреть его сущность, функции, структуру с последующим выходом на особенности механизма регионального ценообразования
Обобщая подходы к проблемам взаимосвязи ценообразования и конкурентоспособности в системе экономических отношений, в исследовании предлагается сформулировать следующую функциональную зависимость факторов регионального рынка:
RC = f (P, FP, Y, SP),
где
RC конкурентоспособность региона;
P факторы регионального ценообразования (уровень цен по товарным группам, механизм их установления, зависимость от внешних рынков, удаление региона от источников сырья и основных рынков сбыта);
FP наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала);
Y уровень жизни населения региона (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степень занятости и др.);
SP социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка (администрации, населения, предпринимательства) между собой и их взаимоотношения с федеральным центром.
5. Взаимосвязь конкурентоспособности региона, механизма
ценообразования и регионального рынка
Данная функциональная зависимость является исходной, базовой, которая в дальнейшем может уточняться и дополняться другими факторами.
Чтобы в конечном итоге выйти на критерии конкурентоспособности, необходимо более детально остановиться на анализе регионального рынка, в рамках которого взаимодействуют все перечисленные факторы.
Экономические отношения между этими субъектами осуществляются либо непосредственно:
федеральный центр