Составляющие конкурентоспособности региона


Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой одному ем у присущий набор конкурентных отраслей.




























7. Составляющие конкурентоспособности региона
В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения и способствуют росту показателей конкурентоспособности региона. Исходя из вышеизложенного, может быть предложен следующий алгоритм оценки конкурентоспособности региона ( 8).





























8. Алгоритм оценки конкурентоспособности региона
Для качественного анализа целесообразно привлекать специалистов в более узких сферах. Например, оценку состояния финансового рынка могут выполнить люди, знающие рынок ценных бумаг, как федеральный так и региональный, специалисты в области денежно-кредитной политики, владеющие ситуацией на валютном рынке и другие.
В этой связи могут быть предложены три этапа повышения конкурентоспособности региона.
На первом этапе, необходимо преодолеть кризисные тенденции, особенно усилившиеся после финансового кризиса в августе 1998 г.
В этот период следует закрепить и придать положительный импульс развитию действующих структурообразующих предприятий региона. Должны быть решены проблемы по созданию условий по разработке и внедрению эффективных технологий.

Базой разработки и внедрения новейших технологий и полигоном для их испытания могут стать отрасли, производящие конкурентоспособные товары и услуги. На этом этапе также необходимо создать предпосылки для организации в регионе финансово-промышленных групп, которые должны стать своего рода “локомотивами” для всей региональной экономики.

Их деятельность не должна ограничиваться рамками федерального рынка. На этом же этапе предусматривается разработка соответствующих процедур и правовых норм прямого действия, определяющих порядок и организацию финансово-промышленных групп.

Параллельно должен проводиться мониторинг эффективности функционирования регионального рынка.

Предметом особого внимания региональной власти должна стать забота о поддержании конкурентной среды, особенно на потребительском рынке региона, борьба с локальными и естественными монополиями.
Второй этап можно определить как период стабилизации модели регионального конкурентного рынка. Основная его особенность - функционирование и совершенствование регионального механизма ценообразования.

Здесь наиболее перспективным направлением может быть обеспечение конкурентных преимуществ более высокого порядка (повышение ресурса научных знаний, развитие техники, технологии, инфраструктуры и т.д.).

Наряду с механизмом ценообразования в региональную экономику должны встраиваться элементы активного государственного воздействия, то есть роль региональной власти должна в корне измениться: переход от поддержания жизнеспособности к активной экономической политике.
На третьем этапе следует создавать предпосылки для устойчивого развития конкурентоспособности региона, необходимо завершить создание производственной и непроизводственной инфраструктуры, диверсифицировать экономику производственного комплекса региона.
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ КОРПОРАЦИЙ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ 2.1. Корпоративное управление в России В развитых странах основу производственного потенциала составляют крупные корпорации, позволяющие концентрировать огромные материальные, человеческие и финансовые ресурсы на решении сложных научно-технических и производственных проблем.

В широком смысле под корпорацией понимают форму организации предпринимательской деятельности, предусматривающую долевую собственность участников, их самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров).
Помимо общих принципов построения корпоративных взаимоотношений, в каждом корпоративном объединении могут возникать определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.


Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).
Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
ФПГ. Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели.

Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.
Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями.

Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Этапы становления корпоративного управления В России корпорации как форма бизнеса возникли вследствие развития рыночных отношений. В различные периоды развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике в настоящее время.

Каждый период олицетворял новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы периодов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями.

На наш взгляд, временные рамки и ключевые проблемы каждого из периодов могут быть описаны следующим образом.
Период до 1987 г. Административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации; отстранение работников среднего и нижнего уровня от реального участия в управлении предприятиями побудило многих из них попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и практических знаний по экономике привело многих из них к краху иллюзий быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.
Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:
1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.
2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих.
3. Остатки тоталитарного мировоззрения и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
Период с 1987 г. по 1991 г. Центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью".
В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики.

Появились источники и первые инструменты накопления капитала.



Содержание раздела