RC = f (Y, I),
то есть факторы ценообразования в России являются основополагающими как для составляющей доходов:
Y = f (PL, P),
так и косвенно через величину процентной ставки (R), сберегаемой части доходов (S) для инвестиционной составляющей:
I = f (S, R),
где
S = Y C,
R = f (P).
Кроме того данная группа факторов оказывает существенное влияние на социально-политическую (SP) и производственную составляющие (FP) конкурентоспособности региона. Последние две могут быть включены в обобщенный показатель инвестиционной привлекательности региона.
Этот показатель несколько шире, рассмотренного нами ранее инвестиционного потенциала, поскольку учитывает еще инвестиционные риски, реальные объемы внутренних и иностранных инвестиций, результаты хозяйственной деятельности предприятий региона, финансовую зависимость региона.
Комплексный показатель конкурентоспособности региона складывается, по нашему мнению, из двух групп:
Вес показателя определяется его "влиянием" на всю группу показателей (Y или I) и исходя из выбранной темы исследования, ставящей целью проследить взаимосвязь механизма ценообразования и конкурентоспособности региона.
Регион, набравший меньшее количество баллов, считается более конкурентоспособным.
Веса показателей могут иметь, например, следующие значения (исходя из приводимых соображений):
PC = 0,5 в большей степени учитывает взаимосвязь двух рынков: товаров (работ, услуг), и труда;
G = 0,3 концентрация доходов является следствием функционирования рынка труда и сильно зависит от социальной политики региональной власти;
L = 0,2 показатель безработицы имеет существенные погрешности, так как в условиях кризиса не всегда учитывает большую долю скрытой безработицы;
Iq = 0,7 объем реальных (как внутренних, так и внешних) инвестиций свидетельствует о действительной инвестиционной привлекательности региона, а следовательно, и об эффективности регионального хозяйствования;
Ip = 0,5 инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства и др. показатели;
Ir = 0,4 интегральный показатель рассчитываемый консалтинговым агентством "Эксперт-РА" и учитывающий законодательный, политический, экономический, финансовый, криминальный и экологический риски;
Q = 0,3 количество убыточных предприятий говорит об их слабой адаптированности в силу различных причин к функционированию в условиях рыночной экономики.
Осуществленная в ходе экономических реформ политика либерализации цен в нашей стране по своей сути означала не что иное, как децентрализацию ценообразования при сохранении монополизма. Государство в основном уступило монополию на установление и применение цен монопольным структурам в промышленности, торговле и в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, одна форма монополизма была заменена другой, худшей, так как последняя связана в большей степени с корпоративными интересами отдельных групп товаропроизводителей и не в состоянии ориентироваться на систему общенациональных интересов.
В результате свободного ценообразования на основе действия механизма рыночной конкуренции не получилось.
В этих условиях политика формирования цен была направлена не на расширение производства товаров и услуг и удовлетворение спроса, а в первую очередь на создание за счет роста цен безубыточного производства на сохраняющейся отсталой технологической основе. Поэтому одна из главных негативных сторон либерализации состояла в том, что при отсутствии должного контроля за изменением уровней и соотношения цен не было создано экономических стимулов для технологического совершенствования производства с целью структурной перестройки и переориентации экономики на социально направленную.
Структурные перекосы в экономике, наличие в ней мощных неформальных объединений, недостатки приватизации, а также продолжающаяся сохраняться убежденность многих хозяйственных руководителей в том, что власти не выдержат социальной напряженности и введут в очередной раз льготы и компенсации, приводят к тому, что многие процессы не укладываются в рамки классических схем и моделей, разработанных для условий нормально развивающихся экономических процессов на основе рыночного ведения хозяйства.
Таким образом, система цен, сложившаяся в регионах находится в стадии формирования, сильно зависима от положения дел в экономике РФ, стран СНГ и не всегда адекватно отражает реальную рыночную ситуацию.
Цена является важным инструментом регулирования экономики со стороны как Центра, так и региональной власти. Степень регулирования цен существенно варьируется по отдельным регионам, что однако, не всегда является характеристикой либо "консерватизма", либо "реформаторства" региона.
Важно какими методами и на какие товары и услуги направленно данное регулирование.
Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению регионального рынка товарами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в промышленном секторе, что приведет к росту инвестиционного потенциала, а следовательно, и конкурентоспособности региона. Но для этого в качестве главного направления экономической политики как в Центре, так и регионах должна быть борьба с прекращением спада производства и смягчение его негативных последствий.
Это также является главным условием и средством преодоления монополизма и развития конкуренции.
Конкуренция не может сложиться при глубоком спаде и депрессии производства, при порождаемом этим дефиците товаров и ресурсов, сужении емкости рынка, понижении платежеспособности населения.
Формирование цен в каждом структурном элементе регионального рынка выводит нас в конечном итоге на показатели конкурентоспособности региона. Так, цена на рынке труда в виде заработной платы и цены рынка товаров и услуг свидетельствуют о покупательной способности населения.
Конкурентоспособность продукции предприятий региона, ее реализация на региональном и внешних рынках увеличивает число прибыльных предприятий.
Отсюда возникает необходимость более подробно остановиться на механизме взаимосвязи регионального ценообразования и конкурентоспособности региона, поскольку именно проблемы ценообразования на различных типах рынков обуславливают целостность воспроизводственного процесса в регионе, ситуацию на региональном рынке, его конкурентоспособность по отношению к другим регионам.
Отметим, что многие подходы не в полной мере учитывают возрастающее влияние факторов ценообразования на конкурентоспособность региона. По мнению автора, эти факторы необходимо анализировать как со стороны регионального спроса, так и со стороны регионального предложения.
Конечной целью данного анализа должен стать вывод о конкурентоспособности региона на основе показателей, отражающих взаимосвязь ценообразования в различных секторах регионального рынка.
Эффективность механизма регионального ценообразования заключается в достижении равновесия регионального спроса и регионального предложения при условии сохранения высокого жизненного уровня населения, обеспечении стабильного функционирования реального сектора экономики, при активной поддержке со стороны региональной власти структурообразующих и конкурентоспособных предприятий региона.
Таким образом, на наш взгляд, в основе конкурентоспособности региона лежат факторы ценообразования, имеющие как определенную специфику для каждого типа регионального рынка, так и тесно связанные между собой ( 7).
В свою очередь, практически все факторы ценообразования обусловлены состоянием реального сектора экономики, его отраслевым составом, местом в системе общественного разделения труда.
В отраслях конкурируют как предприятия, так и в какой то степени регионы. Предприятия должны сами создавать и завоевывать конкурентное преимущество на том или ином рынке.
Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, тем не менее должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества.