Непрерывный и соразмерный экономический рост


Кроме того, экономическая, а также политическая независимость работающего по найму человека обеспечивается в длительной перспективе только тогда, когда он уверен, что в любое время найдет для себя соответствующую своей квалификации работу. 2. Равновесие внешних экономических операций
В экономических связях с другими регионами и зарубежными странами преследуется цель сбалансировать поступающие и расходные платежи так, чтобы все торговые партнеры могли оставаться платежеспособными. Только в этом случае можно на длительный срок обеспечить себе преимущества, которые вытекают из международного и межрегионального разделения труда.

К тому же экспорт гарантирует рабочие места и представляет собой важную движущую силу экономического роста.
3. Непрерывный и соразмерный экономический рост
Общий экономический рост означает увеличение предложения товаров и услуг, приходящихся на душу населения.
Экономический рост должен, помимо материального потребления скорее способствовать повышению качества жизни путем создания лучших условий окружающей среды, гуманизации рабочего места, лучшей системы здравоохранения и обеспечения старости.
4. Стабильный уровень цен
Если цены на потребительскую корзину в регионе составляют какую-то часть средней зарплаты в регионе, то изменение стоимости корзины должно происходить в таких же пропорциях как и изменение заработной платы или меньшими темпами. В этом случае цены не будут фактором, влияющим на инвестиционные желания и инфляционные ожидания населения.

Взаимосвязь отдельных целей

Отдельные цели экономической политики могут согласовываться между собой или оказаться несовместимыми.
Согласованное (совместимость)
Достижение поставленной цели благоприятствует одновременно реализации другой цели. Например, снижение уровня существующей безработицы при экономическом спаде способствует экономическому росту, ибо более полная загруженность факторов производства приводит к увеличению производства товаров.
Конфликт целей (несовместимость)
Цели конкурируют между собой, т. е. приближение к одной цели связано с отдалением от одной или нескольких поставленных целей. Например, в народном хозяйстве в период спада конъюнктуры затрудняется достижение целей: полная занятость, экономический рост и стабильный уровень цен.

В результате сокращения денежной массы, сдерживается совокупный спрос, а следовательно, и рост цен. В то же время усиливаются тенденции спада, вследствие чего растет безработица и замедляется экономический рост.

Односторонняя направленность экономической политики на полную занятость с помощью политики дешевых денег и высокой государственной задолженности с целью стимулировать совокупный спрос вызывает, как правило, "доморощенную" инфляцию. Одновременно нарушается также сбалансированность внешнеторговых операций, если на внешнем рынке проводится политика стабилизации, так как тогда сокращается экспорт из страны и увеличивается импорт.
Для того чтобы разрешить всю проблематику конфликта целей, экономическая политика стремится на практике к компромиссам: приоритет цели, наиболее подверженной нежелательному воздействию, с учетом прочих целей. Одним из основных направлений реализации экономической политики региона является инвестиционная политика.
Цели и задачи инвестиционной политики региона Цель инвестиционной политики  создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций.

В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона повышение бюджетной эффективности экономики региона.
Повышение бюджетной эффективности региона положительное изменение регионального бюджетного сальдо, то есть либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета.


На наш взгляд, основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие условия:


  • доступная и полная информация об объектах;
  • установленная и прописанная процедура получения прав;
  • критерии определения победителей в случае тендеров за право;
  • понятный механизм оценки стоимости прав;
  • государственный институт регистрации прав;
  • государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

  • повышение общей инвестиционной привлекательности региона;
  • формирование новых источников налоговых и рентных платежей;
  • образование новых рабочих мест;
  • развитие инфраструктуры региона;
  • восстановление исторических объектов на территории региона;
  • формирование здоровой конкурентной среды;
  • поддержание благоприятного экологического климата в регионе;
  • создание условий для развития малого бизнеса на базе объектов недвижимости (прачечные, химчистки, парикмахерские, аптеки и т. п.).

Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан) Для достижения изложенных выше задач, при заранее сформулированных условиях, Республика Татарстан, используя предоставленные законодательством полномочия, основывает свою инвестиционную политику на принципах:

  • доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;
  • презумпции добросовестности инвесторов;
  • сбалансированности публичных и частных интересов;
  • открытости и доступности информации для всех инвесторов;
  • ясности и простоты инвестиционного процесса в Республике Татарстан;
  • равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
  • объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;
  • неизменности принятых решений;
  • взаимной ответственности властей Республики и инвесторов;
  • поддержки и стимулирования инвесторов (предоставление поручительств, дотаций, компенсаций, налоговых льгот, льгот по аренде, отсрочек и рассрочек).

Рассмотрим подробнее принципы поддержки и стимулирования инвесторов.
Предоставление поручительств, дотаций, компенсаций
Все решения о предоставлении поручительств, дотаций и компенсаций из средств республиканского бюджета принимаются на основании анализа и сопоставления критериев социальной значимости и экономической эффективности инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации.
Экономическая эффективность должна иметь денежное выражение через рассчитываемую текущую стоимость ожидаемого прироста налоговых поступлений и прочих обязательных сборов и платежей в бюджет Республики от реализации инвестиционных проектов. Расчет денежного выражения экономической эффективности от каждого конкретного проекта выполняется в соответствии с утверждаемой методикой.
Социальная значимость должна иметь денежное выражение через сумму затрат на приближение социальной функции инвестиционного проекта к устанавливаемым Правительством Республики Татарстан нормативам. Таким образом, реализация инвестиционного проекта должна приводить к сокращению обязательных расходов республиканского бюджета на развитие тех или иных социально значимых направлений.
Поручительства региональных властей могут предоставляться при соблюдении инвестором следующих обязательных условий:

  • доля заемных средств, привлекаемых инвестором под поручительство Правительства Республики в общем объеме инвестиций, должна составлять не более 50%;
  • отсутствие задолженности перед республиканским бюджетом и внебюджетными фондами по результатам последнего отчетного финансового периода;
  • расчетный срок окупаемости общего объема инвестиций должен составлять не более 6 лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности.

При прочих равных условиях приоритетом при предоставлении поручительств Республики Татарстан обладают инвестиционные проекты с меньшими сроками запрашиваемого поручительства и сроками окупаемости инвестиций.
Предоставление налоговых льгот
В регионе по ряду налогов могут быть установлены ставки более низкие, чем в других регионах. Например, ставка налога на прибыль может быть установлена в размере 20%, ставка налога на прибыль банков и страховщиков  22% (в большинстве субъектов Федерации ставки соответственно составляют 22% и 30%).
В дополнение к представленному налоговому окружению, Правительством Республики может быть разработан пакет законов, направленный на активизацию инвестиционной деятельности, направленной на создание основных производственных фондов и, в первую очередь, строительства и реконструкции объектов недвижимости.
В проектах законов могут быть предусмотрены налоговые льготы инвесторам по трем видам налогов:
1. По налогу на прибыль путем разрешения уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных капитальных вложений и/или на сумму погашения кредитов, включая проценты, полученных в целях осуществления капитальных вложений. Таким образом, данная льгота стимулирует инвесторов "показывать" реальную прибыль и создает легальный механизм уменьшения налогообложения, основываясь на среднесрочных бюджетных целях.



Содержание раздела