Главной формой реализации региональной финансовой политики является разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
Основными формами реализации региональной финансовой политики являются:
Совершенствование финансовых и налоговых отношений между федеральным центром и регионами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетной достаточности регионов и муниципальных образований. Для этого, на наш взгляд, необходимо закрепление за субъектами Федерации постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере, по нашему мнению, необходимо обеспечить:
Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах страны.
Субъектам Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
Один из возможных путей проведение экономической политики, в соответствии с которой региональные органы государственной власти могут направить ресурсы в перспективные для экономического роста отрасли.
Развитие народного хозяйства промышленно развитых стран, интегрированных в мировую экономику, показало, что рыночных сил саморегулирования недостаточно для того, чтобы самостоятельно преодолевать возникающие кризисы.
Прежде всего, из опыта мировых кризисов возникло осознание того, что государство должно активно вмешиваться в экономический процесс. Благодаря этому складывающаяся к определенному времени экономическая ситуация (например, неполная занятость или инфляция) должна быть изменена таким образом, чтобы, используя соответствующие средства (например, увеличение или сокращение денежной массы), можно было достичь поставленных социально-экономических целей (полная занятость или стабилизация уровня оптовых и розничных цен).
Таким образом, под экономической политикой понимают совокупность предпринимаемых органами государственной власти мероприятий, посредством которых, применяя соответствующие средства, воздействуют на экономический процесс для достижения поставленных целей.
Экономическая политика региона это его стремление направить ресурсы в ту или иную отрасль, которую оно считает перспективной в отношении экономического роста. Поскольку это означает перемещение ресурсов из других отраслей, экономическая политика всегда предполагает развитие одних отраслей хозяйства за счет других.
Главная проблема для этой политики определение критерия отбора приоритетной отрасли, т.е. как выбрать те отрасли, которые получат поддержку за счет остальных.
Важно различать, какие отрасли должны стимулироваться и в каких должен происходить экономический рост. В рыночной экономике некоторые отрасли будут развиваться, другие сжиматься под влиянием законов рынка.
Для выработки действенной экономической политики региональные органы государственной власти должны быть в состоянии не просто определить отрасли, имеющие перспективы в будущем, они должны быть готовы к ответу на более важный вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы.
Для того чтобы обосновать активную региональную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс происходит слишком медленно, т. е. необходимо обосновать вмешательство региональных органов государственной власти наличием дефекта рыночного регулирования.
Обычно аргументы в пользу той или иной экономической политики не обязательно упираются в дефект рыночного регулирования. Вместо этого они содержат надежные с виду критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для правительственной поддержки. По нашему мнению, региональные органы государственной власти должны способствовать развитию следующих отраслей:
Экономико-политические мероприятия направлены на достижение определенных целей. Для контроля выполнения нужны соответствующие показатели (измерительные величины, масштабы).
Подобные проектные задания выставляются на фоне определенной, сложившейся к данному времени экономической ситуации.
Поэтому они являются отражением тех возможностей, которые в данное время кажутся вполне реализуемыми.
Повышение благосостояния региона обеспечивается реализацией целей экономической политики, имеющих своей главной задачей общеэкономическое равновесие в регионе. При достижении таких целей ( 1), регион получает экономические возможности регулировать цены, обеспечивать занятость населения, поддерживать торговый баланс, и создавать предпосылки для экономического роста.
1. Цели экономической политики
К целям экономической политики относятся:
1. Высокий уровень занятости
В широком смысле слова под этим понимают полное использование всех факторов производства. В качестве масштаба служит степень загрузки совокупного производственного потенциала в народном хозяйстве.
В узком смысле слова речь идет о полной занятости производственного фактора "труд".
Ввиду высокой и продолжающейся безработицы достижение полной занятости становится главной задачей экономической политики. Эта задача основывается в первую очередь на представлении о человеческой личности, по которому самоутверждению человека в процессе трудовой деятельности придается первостепенное значение.