Общая технология функционирования ИЗС.


3.2. Структура инвестиционно-заемной системы региона (на примере Республики Татарстан) Основные принципы функционирования инвестиционно-заемной системы в регионе Одной из характерных черт экономической политики государства на современном этапе становления и развития рыночных отношений является необходимость привлечения и аккумуляции средств мелких и средних инвесторов для финансирования развития социально-экономической инфраструктуры регионов.
Одним из способов привлечения денежных ресурсов населения является подготовка и выпуск многосерийной системы региональных займов, имея в виду их стабильный характер, направленный на стимулирование финансовой активности потенциальных инвесторов. Перед началом осуществления этой довольно сложной и многогранной задачи целесообразно, на наш взгляд, провести ряд исследований в области формирования обособленного сектора рынка ценных бумаг, а именно рынка региональных облигаций.
Для решения всего комплекса проблем, возникающих при осуществлении региональных заимствований должен быть создан специализированный региональный совет, управляющий средствами, поступающими от займов. На наш взгляд, их использование должно носить строго инвестиционный характер, поэтому совокупность системы заимствований и инвестиционной системы, может получить название инвестиционно-заемной системы (ИЗС).

Инвестиционный характер системы должен выражаться в том, что все аккумулированные средства должны быть инвестированы в высокоприбыльные бизнес-проекты.
Инвестиционно-заемная специфика ИЗС существенно отличает ее от других заемных компаний, ориентированных прежде всего на покрытие бюджетного дефицита или на финансирование социальных проектов, безусловно, важных, но не дающих достаточной отдачи в намеченные сроки.
Региональный заем представляет собой заем, размещаемый несколькими эмиссиями с участием различных по своим характеристикам и свойствам ценных бумаг с учетом интересов всех групп инвесторов, что обеспечивает наиболее гибкую и управляемую систему привлечения средств, а также выпуск новых эмиссий займа по мере достижения готовности на любом этапе действия программы.
Проектированию ИЗС должна предшествовать работа, связанная с определением места системы в рынке ссудных капиталов; анализом адресности займов; структурой займов; направлениями инвестиций. Результатом этой работы может быть, например, принятие концепции региональных займов, утверждаемая Правительством и Государственным Советом Республики Татарстан.
Инвестиционно-заемная система, ориентированная на изыскание дополнительных средств путем организации региональных займов с последующим вложением полученных средств в инвестиционные проекты базируется на нескольких основных принципах.
1. Система целей, лежащая в основе ИЗС, иерархичная и может быть условно распределена по трем уровням.
Цели первого уровня состоят в увеличении числа рабочих мест и оживлении производства и расширении налогооблагаемой базы.
Целями второго уровня является получение дополнительных средств и решение задач региональной инвестиционной программы.
Цели третьего уровня это создание устойчивой системы заимствования средств и отработка стабильного механизма действия системы инвестирования средств.
2. Оптимизация региональной инвестиционной программы вторая позиция концепции республиканских займов.
Не вдаваясь в дискуссию по поводу правомерности термина "оптимизация", предполагающей наличие четких критериев, отметим, что суть этого принципа состоит в переводе множества планов нового строительства, расширения и реконструкции действующих объектов, технического перевооружения с бюджетного порядка финансирования на инвестиционные рельсы. Это означает, что инвестиционная программа, основанная на заемных средствах, ориентируется на безусловную возвратность вложенных средств.

Это, правда, не означает, что социальные проекты, не дающие скорой отдачи не включаются в программу. Имеется в виду, что мало- и недоходные проекты будут включаться в программу по мере появления и реализации высокодоходных проектов с таким расчетом, чтобы весь комплекс проектов был бы безубыточен с учетом необходимости обслуживания займов.



В этом смысле, как нам кажется, термин "оптимизация" вполне приемлем.
Идеология регионального долга состоит в двух кардинальных аспектах.
Первый аспект состоит в том, что заимствования рассматриваются как инвестиционный ресурс, который должен работать на развитие Республики, а не на ликвидацию скрытого бюджетного дефицита, что означает коренное изменение психологии республиканских властей, изменение самого подхода к проблеме заимствований.
Второй аспект идеологии заключается в том, что, не смотря на кажущуюся привлекательность размещения республиканских облигаций за рубежом, где "деньги обходятся дешевле", основной упор делается на отечественных инвесторов, что является одним из условий формирования своего, отечественного рынка ценных бумаг.
Система и условия заимствования средств, представляющая собой сбалансированный набор займов, ориентированный на отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, должна быть гибкой, т.е. не регламентироваться по видам займов, а формироваться в зависимости от конкретных потребностей в капиталовложениях в конкретных условиях срочности, возвратности, платности. При этом вырабатываются ограничения по объемам республиканского долга, имеющие законодательный характер.

Что касается срочности, то здесь идеология заимствования ориентирована на преимущественную тенденцию к увеличению сроков займов на столько, на сколько это позволяет состояние рынка ценных бумаг и с учетом временных характеристик потребностей республики в финансовых средствах.


Говоря об обслуживании займов, отметим следующие источники средств. Основным источником покрытия долга и выплаты процентов должны являться доходы от инвестиционных проектов.

Однако сроки возврата средств из инвестиций могут не совпадать со сроками погашений облигаций и процентных выплат.

В этом случае и, особенно на первых порах, когда инвестиционная ветвь инвестиционно-заемной системы еще "не набрала оборотов", допускается использование средств в порядке облигационного рефинансирования и реструктуризации долга, а также использование резервных средств. Кроме того, к погашению могут привлекаться и собственно бюджетные средства, что вполне приемлемо, поскольку экономический эффект от инвестиций может (и должен) проявляться через прирост доходов бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы.

В этой связи достаточно просто решается вопрос об обеспечении займов.

Значительные доходы регионального бюджета, внебюджетные фонды, резервы, возможность реструктуризации долга на фоне авторитета региональных органов государственной власти и размеров собственности Республики вот, на наш взгляд, те основные гарантии, которые многократно превышают объемы заимствования.
Организация займов характеризуется: непосредственным участием Правительства Республики Татарстан в лице Инвестиционного Совета, наличием координирующего центра в лице Республиканского Комитета региональных займов и развития фондового рынка, привлечением профессиональных участников рынка ценных бумаг к выполнению функций в ИЗС, единой целеориентированной инфраструктурой рынка республиканских облигаций, контрактной системой отношений между участниками Системы, базирующаяся на гражданском кодексе.
Что же касается методов размещения займов, то этот аспект характеризуется полным возможным их набором, в частности: аукционное размещение, агентское размещение, андеррайтинг, размещение через специальные структуры типа "пенсионный фонд", размещение в порядке долговых взаиморасчетов и ряд других методов, разрабатываемых в зависимости от конкретных ситуаций.

Система управления инвестиционно-заемным процессом

Система управления инвестиционно-заемным процессом базируется на функционально-целевой модели ИЗС. По нашему мнению, она достаточно четко описывает сущность целевых функций, реализуемых посредством выполнения общесистемных функций и помогает увидеть роль и место в частности нашей задачи управления экономической безопасностью.

Из функционально-целевой модели явно прослеживается целевой характер управления экономической безопасностью через управление надежностью (в части организационно-технологических и финансовых методов), управление рыночным использованием временно-свободных средств и управление резервами.

В части общесистемных функций наиболее всего к нашей задаче подходит функция организации и оперативного управления, в частности в условиях сбойных ситуаций. Рассмотрим теперь общую технологию функционирования ИЗС.
Технология текущего оперативного контура управления инвестиционно-заемным процессом основана на создании комплекса финансовых фондов займов. Движение финансовых средств в системе финансовых фондов должно происходить по жесткому регламенту, установленному Правительством и Государственным Советом Республики Татарстан.

Регламент, прежде всего, должен определять условия выпуска облигационных займов, условие гарантированности обслуживания и погашения облигаций, порядок функционирования финансовых фондов займов, который, по нашему мнению, должен быть утвержден постановлением Правительства Республики.



Содержание раздела