Резервно-операционный фонд


Структура предложенной нами системы распределения финансов, полученных в ходе размещения региональных ценны бумаг, такова.
Резервно-операционный фонд, основной задачей которого является аккумулирование и перераспределение средств республиканских облигационных займов, и создание резервов. Данный фонд является своеобразным финансовым "бункером", куда попадают абсолютно все средства инвестиционно-заемной системы.
Фонд обслуживания и погашения предназначен для отслеживания перетоков средств из резервно-операционного фонда к инвесторам-владельцам ценных бумаг в порядке погашения облигаций и выплаты процентов. Кроме того, с помощью этого фонда осуществляются гарантии Правительства Республики по обязательствам перед инвесторами. Поясним сказанное.

Дело в том, что Резервно-операционный фонд, как основной в системе финансовых фондов займов является внебюджетным.

Именно это его качество позволяет осуществлять инвестирование средств в высокорентабельные бизнес-проекты, тогда как бюджетные фонды в соответствии с действующим порядком имеют строго целевое бюджетное предназначение. И на этапе разработки ИЗС это обстоятельство может вызвать серьезные затруднения, состоявшие в том, что деятельность инвестиционно-заемной системы по отношению к инвесторам должна быть гарантирована республиканским бюджетом.

Решение, которое может позволить совместить процесс бизнес-инвестирования с требованием бюджетных гарантий, заключается в том, что в республиканском бюджете устанавливается специальный порядок расходования таких средств.

При этом обеспечивается обособленный учет поступления и расходования средств на цели, установленные бюджетом, а также безусловное выполнение обязательств перед держателями облигаций, включая выплату процентного дохода и своевременное их погашение. Таким образом, наполнение фонда обслуживания и погашение осуществляется в обязательном порядке, но в размерах, необходимых для гарантированного погашения регионального долга.
Третьим финансовым фондом в системе является Фонд обеспечения технологических расходов (ФОТР), основной задачей которого является возмещение текущих затрат на функционирование ИЗС, а также исполнение необходимых платежей налогового характера. В связи с тем, что средства, поступающие в этот фонд потребляются участниками системы, говорить о быстрой и явной их отдаче приходится с некоторой долей условности.

Именно поэтому для накопления ФОТР используется предельный норматив, который должен быть установлен Правительством Республики Татарстан и закреплен в виде специального постановления.

На этапе создания и развития инвестиционно-заемной системы этот норматив может быть утвержден, например, в размере пяти процентов от величины займов. И, тем не менее в целях экономичного расходования средств, окончательное наполнение ФОТР осуществляется в соответствии с утверждаемой сметой, где обосновываются объемы возмещения текущих затрат.
Четвертым финансовым фондом системы является Инвестиционный фонд, основная задача которого обеспечение финансирования инвестиционных проектов в объемах, предписанных решениями Республиканского Инвестиционного Совета высшего органа управления ИЗС.
На инвестиционные цели употребляются все имеющие средства Резервно-операционного фонда за вычетом суммы в размере пяти процентов от суммы сделанных займов, которые составляют собственно резервные средства ИЗС (Резервный фонд) и необходимы для покрытия кассовых резервов, которые могут возникнуть вследствие сбойных ситуаций.
Обособленно формирующимся, но входящим в систему распределения финансов является Залоговый фонд ИЗС, формирующийся из залогового имущества, представляемого проектоустроителями (заемщиками средств) в обеспечение покрытия возможных убытков и кассовых разрывов. Наполнение этого фонда осуществляется по мере утверждения заявок на инвестиционные кредиты, в которых в качестве обязательного требования указываются соответствующие имущественные позиции.

Помимо имущественных позиций в заявке могут быть указаны и другие позиции, выступающие в форме залога.



Так, например, возможна позиция, декларирующая переуступку прав на часть контрактных поставок продукции организаций заемщика инвестиционного кредита.
Таким образом, схема финансовых потоков инвестиционно-заемной системы предполагает наличие следующих циклов обращения средств.
Первый цикл "инвестор

инвестор". Согласно этому циклу средства, поступающие от инвесторов через систему займов, попадают в Резервно-операционный фонд, обезличиваются и через Фонд обеспечения погашения и обслуживания долга попадают к инвестору.
Второй цикл "Резервно-операционный фонд
Фонд обеспечения технологических расходов
Резервно-операционный фонд". Согласно этому циклу, который имеет условный характер, средства, направляемые на возмещение текущих затрат обеспечивают функционирование всей системы циклов, т.к. стимулируют (посредством оплаты труда работников и вознаграждения уполномоченных участников) деятельность каждого участника в интересах ИЗС.

При этом, принимая во внимание фиксированный характер вознаграждения участников в зависимости от объемов оборачивающихся средств и контрактные санкции за ненадлежащее выполнение договорных условий, обеспечивается достаточный уровень эффективности расходования этих средств.

Кроме того, средства, употребляемые на техническое оснащение и материализуемые в имущество за вычетом износа остаются в собственности Эмитента Правительства Республики Татарстан.
Третий цикл "РОФ

Инвестиции
РОФ". Согласно этому циклу средства из РОФ поступают в Инвестиционный фонд (ИФ) и оттуда под контроль Уполномоченного банка, который по договору с Правительством Республики Татарстан и Республиканским Инвестиционным Советом выполняет роль инвестиционного агента с функциями контроля за инвестициями.

Возвраты из инвестиций (т.н. "тело" кредита и проценты) согласно инвестиционному договору и договору между Уполномоченным банком и заемщиками направляются в установленные договором сроки, а в случае срыва сроков или инвестируемого проекта покрываются из Залогового фонда и, таким образом вновь попадают в Резервно-операционный фонд, откуда вновь начинают движение по одному из описываемых циклов.

По нашему мнению, наиболее целесообразно направлять инвестиции в те проекты, прибыль от которых образуется не по завершении проекта, а проявляется опосредовано в процессе реализации проекта.


Четвертый цикл "РОФ
«Рынок»
РОФ". Это особый цикл, суть которого состоит в том, что резервируемые средства, размер которых, как уже упоминалось ранее, не может превышать пяти процентов от суммы заемных средств, подчас являются временно свободными, т.е. их наличие в конкретный момент времени не вызвано реальной необходимостью ликвидировать кассовые разрывы.

Иными словами: сбойной ситуации не ожидается, риск появления кассового разрыва практически отсутствует, а резервные средства лежат "мертвым грузом".

В этом случае временно свободные средства могут и должны быть использованы либо в суперкоротких инвестициях (до 1 месяца) либо вложены в высоколиквидные активы.
Итак, мы рассмотрели четыре основных цикла обращения заемных средств в общей схеме финансовых потоков в инвестиционно-заемной системе. Отметим, что с точки зрения обеспечения экономической безопасности первый цикл, вмещающий в себя все другие циклы, ориентирован на инвестора, второй на интересы уполномоченных участников ИЗС, а третий и четвертый на интересы Республики в целом.
3.3. Проблемы экономической безопасности инвестиционных процессов Комплекс мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность инвестиционно-заемной системы Условия экономической безопасности инвестиционно-заемной системы региона, по нашему мнению, являются начальными и могут дополняться различными мерами, но эти меры непременно должны сопровождаться критериальными оценками. В этой связи, было бы, на наш взгляд, целесообразно описать некоторые меры, которые могут быть подразделены на:

  • меры, предпринятые на этапе проектирования системы;
  • меры, способствующие росту уровня экономической безопасности системы в процессе ее эксплуатации.

Такое разделение является в достаточной степени условным и служит лишь для того, чтобы на начальном этапе проектирования "не упустить" из виду те меры, которые в процессе эксплуатации применять поздно.
Гораздо более реалистичной является структура, основанная на группировке качественно однородных мероприятий, как, например, показанная на 28.









28. Общая структура мероприятий по обеспечению
экономической безопасности функционирования ИЗС
Заметим, что любая структура в достаточной степени условна и служит цели понимания и упорядочения информации, поэтому и в данной структуре мероприятия могут относиться одновременно к нескольким группам.
Перечисленные и охарактеризованные мероприятия по обеспечению экономической безопасности инвестиционно-заемной системы не являются исчерпывающими, уже хотя бы потому, что разработка и эксплуатация ИЗС осуществляется практически одновременно, поэтому дополнения и необходимые корректировки вносятся в рабочем порядке.



Содержание раздела