Подводя итог анализу направлений, можно попытаться кратко изложить сказанное (табл. 4).
Таблица 4
Направления экономической безопасности и их использование
Существующие направления обеспечения безопасности |
Направления использования |
1. Политическая безопасность страны. |
Правительственный уровень принятия стратегических решений. |
2. Антикризисное управление |
Государственная поддержка рынка ценных бумаг. |
3. Антимонопольное управление |
|
4. Риск менеджмент в различных сферах. |
Операции хеджирования и арбитража с использованием форвардных фьючерсных и опционных сделок. |
5. Методы технического и фундаментального анализа. |
Организация информационно-статистической базы. |
6. Страхование рисков |
Частичное использование методов страхования по отдельным технологическим операциям. |
7. Информационные системы (REUTERS) |
Курсовой анализ |
9. Управление инвестиционным портфелем. |
Оптимизация. |
10. Опыт риск-менеджмента за рубежом. |
Резервирование части заемных средств; бюджетные гарантии. |
11. Управление надежностью в сложных технических системах. |
Организация информационно-статистических массивов. Машинные эксперименты. |
Концепция экономической безопасности инвестиционно-заемной системы
Термин "концепция" (от лат. сonceptio понимание, система) означает определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Как показывает опыт, разработать концепцию чего-либо в управлении означает сформулировать определение, цели, задачи, принципиальную структуру концептуального объекта.
Как уже упоминалось ранее, под экономической безопасностью инвестиционно-заемной системы нами понимается экономическая защищенность системы и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, влияние деструктивных факторов, позволяющая сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.
Из данного определения следует, что проблема обеспечения экономической безопасности системы вытекает из структуры самой этой системы. Именно поэтому мы должны рассмотреть наиболее общие структурные построения инвестиционно-заемной системы.
Следует отметить, что сложная система может быть представлена различными структурами. Собственно, поэтому она и является сложной.
Все зависит от того, кто и с какой целью осуществляет системный анализ.
В данной работе мы рассматриваем несколько различных структур. Это, прежде всего функционально-целевая структура, в которой целевые и общесистемные функции увязываются в единую системную матрицу и в которой формируются специализированные комплексы задач, каждая из которых обладает своим набором обеспечивающих блоков (техническое, технологическое, методическое, программное, информационное, кадровое и т.д. обеспечения).
Затем это взаимосвязанная структура финансовых фондов займов и финансовые потоки в системе.
Следующая используемая структура это технологическая структура ИЗС, которая представляет ее в виде комплекса взаимосвязанных технологических подсистем. Это базовая кибернетическая структура сложной системы, представляющая ИЗС.
И, наконец, сугубо теоретическая структура сложной системы, представляющая ее в виде множества элементов системы, множества свойств элементов и множества связей между элементами.
С точки зрения системного подхода следует показать их общую взаимосвязь. Для этого целесообразнее всего рассмотреть ИЗС с позиций кибернетического подхода, который нам представляется наиболее универсальным.
Этот подход предполагает описание параметров "входа", "состояния", "выхода" системы, а также ее взаимосвязь с субъектом управления и внешней средой.
Параметрами "входа" для инвестиционно-заемной системы являются спрос на выпускаемые ценные бумаги, емкость рынка ЦБ, инвестиционные потребности города, информация о соблюдении режима возвратности средств из инвестиций, "цена денег", т.е. стоимость заемных средств.
К параметрам "выхода" отнесем состояние проектов, величина минимальных кредитных ставок, гарантии надежности возвратов инвестиционных кредитов и процентов по ним, интервал времени между получением займа и его инвестированием и др.
Соответственно и при проведении смежных исследований система может рассматриваться как любая комбинация наименований (социально-экономическая, финансово-экономическая, организационно-технологическая и т.п.
Такое толкование не противоречит одному из правил системного подхода, а именно: выразить параметры рассматриваемой системы через параметры других систем, с целью получения комплексной логичной модели. Мы, по вполне понятным соображениям, будем диагностировать ИЗС как финансово-экономическую.
Согласно требованиям системного подхода, характеризуя состояние системы, мы обязаны, в соответствии с одной из упомянутых выше структур описать элементы системы их свойства и связи. Исходя из сути финансово-экономической системы, основными факторами экономического роста, а следовательно, элементами системы, являются живой труд (квалифицированная рабочая сила), прошлый труд (средства производства) и деньги.
Очевидно, что свойства и элементов системы характеризуются соответственно уровнем развития: кадрового корпуса, технических средств (и новых знаний) и механизмом сохранения стоимости. В свою очередь, связи элементов характеризуются соответственно уровнем развития: организационного взаимодействия фирм-участников, коллективов и людей, технологических процессов и НОУ-ХАУ и финансовых отношений.
Перечисленные свойства и связи могут быть избраны нами в качестве комплексных факторов обеспечения экономической безопасности.
Рассмотренные нами различные структуры, дающие представление об ИЗС, как о сложной финансово-экономической системе весьма тесно между собой связаны.
В заключение кратко рассмотрим опыт обеспечения экономической безопасности инвестиционно-заемной деятельности в странах с развитым финансовым сектором экономики.
Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности
В развитых странах основной упор в сфере обеспечения ЭБ делается на государственное регулирование фондовых рынков. Прежде всего, это так называемая "опора на рыночную дисциплину", предусматривающая выполнение следующих условий:
Наиболее близким к подходу, основанному на исключительной опоре на рыночную дисциплину в ряду механизмов контроля, является подход, при котором ограничения на задолженность местных органов не устанавливаются в законодательном порядке и не диктуются центром, а вырабатываются в результате переговорного процесса между федеральным и местным органами. Различные варианты такого подхода можно обнаружить в некоторых европейских странах, например, скандинавских, а в последние годы в Австралии.
Основанный на взаимодействии государственных органов разных уровней подход имеет очевидные преимущества в развитии диалога и обмена информацией между государственными органами различных уровней. Он также воспитывает в местных политиках сознание последствий их решений в бюджетной сфере для макроэкономики.
Однако представляется, что такой подход лучше всего работает в странах со сложившейся культурой относительной налогово-бюджетной дисциплины и консерватизма.