Данное направление не может быть заимствовано в полной мере, поскольку в большинстве стран с развитым фондовым рынком обслуживание региональных и муниципальных долгов осуществляется за счет налоговых платежей, что обеспечивает надежность вкладов инвесторов в государственные ценные бумаги и, как следствие, высокую степень их доверия этому финансовому инструменту. Такое обеспечение надежности вкладов гарантировано мощной налоговой системой (в частности, налогами на имущество).
Концепция же ИЗС должна быть основана, по нашему мнению, на инвестировании заемных средств в надежные проекты.
Основная позиция риск-менеджмента это хеджирование сделок при управлении инвестиционным портфелем в части временно свободных средств.
Это направление логично дополняет ИЗС, особенно в части выработки условий размещения займов. Функционируя в условиях довольно жесткой конкуренции, инвестиционно-заемная система имеет одновременно и возможность установления несколько более льготных условий (доходности) по сравнению с альтернативными инструментами, используемыми потенциальными вкладчиками.
Данное направление, безусловно имеет свои перспективы и должно быть использовано в практике функционирования ИЗС. Как правило, применение этих инструментов может быть затруднено в силу отсутствия реальной статистики по торгам (для технического анализа) и экономической нестабильностью экономики России в целом (для фундаментального анализа).
Это означает, что пока речь может идти о создании добротной информационно-статистической и аналитической базы для применения этих методов.
На этом направлении следует остановиться чуть подробнее, поскольку надежность является едва ли не основной характеристикой экономической безопасности.
Рассмотрим некоторые наиболее важные моменты концепции управления надежностью, не забывая о том, что для социально-экономических систем эта категория является если не совершенно новой, то, во всяком случае, малоисследованной.
По нашему мнению, инвестиционно-заемная система является примером сложной системы, существующей в меняющемся окружении. Задача управления надежностью ИЗС может быть сформулирована как задача достижения нетривиального динамического гомеостазиса системы, подверженной внешним и внутренним изменениям. Существенными моментами являются условия:
Как и любая сложная система, ИЗС может быть разделена на относительно большое количество элементов, каждый из которых является источником риска. Очевидно, что управление рисками может вестись как на уровне контроля за отдельными элементами, так и на уровне их агрегирования собственно в систему.
Классические принципы управления надежностью основаны на следующих факторах:
После этого можно применить теоретический аппарат теории вероятностей и теории надежности для получения характеристик надежности агрегированной системы, и, в случае необходимости, скорректировать ее конструкцию.
Инвестиционно-заемная система и условия ее функционирования существенно отличаются от классических объектов теории надежности, и в этой связи имеет ряд особенностей.
Прежде всего, необходимо констатировать бедность статистики функционирования основных ее элементов, особенно в условиях сбоев. Это связано в основном с тем, что срок функционирования важнейших элементов системы слишком мал, поэтому сбои элементов (подсистемы регистрации сделок, торговой системы, платежной системы и банков и т.п.) рассматриваются в основном на теоретическом уровне.
Другим важным фактором является то обстоятельство, что функционирование основных элементов системы происходит в быстроменяющейся среде. Срок существенного изменения факторов среды (как экономических, так и нормативно-политических) сопоставим со сроком функционирования элементов системы.
Поэтому трудно говорить об измерении, каких бы то ни было статистических характеристик этих объектов в отрыве от внешнего воздействия, т.е. трудно выделить характеристики собственно элементов системы.
Соответственно сложно конструировать системы, компенсирующие воздействия внешней среды.
Особо следует отметить невозможность постановки эксперимента для выявления характеристик элементов. Поскольку любое возмущение системы немедленно передается рынку, он в состоянии многократно усилить и исказить возмущения, передав их обратно в систему, что чревато деформацией ее или ее элементов.
Поэтому экспериментальное измерение характеристик элементов практически невозможно.
Следует отметить, что, в отличие от технических систем, имеются весьма существенные ограничения на возможности агрегирования элементов. Так, например, невозможно дублировать торговую систему и отключать ветвь, давшую сбой.
То же самое относится и к другим элементам.
В некоторых случаях резервирование возможно, но они касаются самых нижних уровней системы, в основном связанных с хранением и передачей информации.
Имеются, однако, и дополнительные возможности по сравнению с техническими системами. Это, во-первых, возможности построения юридической системы защиты, а во-вторых, возможности внесистемного влияния на внешнюю среду (принятие административных и иных средств воздействия на рынок и его инфраструктуру).
Исходя из сказанного мы имеем возможность предложить элементы своего рода качественной теории управления надежностью ИЗС, памятуя о необходимости разработки, внедрения и количественных методов, учитывающих ее специфику. В описанных выше условиях классические методы управления надежностью системы непосредственно неприменимы.
Тем не менее, они дают принципы, которые позволяют управлять рисками на качественном уровне.
Для этого в первую очередь нужно выделить решения, обеспечивающие желаемое направление управления рисками вне зависимости от численных значений конкретных параметров.
Помимо сказанного важным моментом является сложность в формулировке критериев надежности. Это, в частности, связано с присутствием политических и иных, трудно поддающихся оценке следствий функционирования ИЗС.
В качестве примера решений, которые дают уменьшение рисков практически вне зависимости от подробностей можно назвать системы резервирования, которые в данном случае трансформируются в системы диверсификации рисков, а также в системы страхования.
Практически в любой ситуации (за исключением случаев прямой функциональной зависимости) диверсификация рисков позволяет уменьшить их влияние, причем уменьшение влияния будет прямо пропорционально степени диверсификации. Это прежде всего связано с существованием некоторого порога, ниже которого сбои не оказывают существенного влияния на целевые функции.
Однако после пересечения порога может начаться эффект лавины.
Отмеченная выше особенность функционирования ИЗС позволяет поставить акцент на управлении распространением сбойных ситуаций по системе. Задачей здесь является не допустить концентрации ущерба на одном элементе, который может оказаться слабым звеном системы.
Таким образом, возникает задача отслеживания динамики распространения сбойных ситуаций в системе, их локализации, экспорта и/или распределения по разным элементам.
В этой ситуации особую роль играют сценарные методы, позволяющие реализовать управление в сбойной ситуации, препятствующее концентрации ущерба.
Как легко понять, наиболее серьезные последствия для ИЗС могут повлечь сбои, связанные с поведением системы в целом. Для того, чтобы их вовремя обнаружить и компенсировать необходимо непрерывно отслеживать поведение, как самой системы, так и ее окружения.
Проблема обнаружения системных сбоев на ранней стадии одна из сложных самостоятельных задач управления надежностью.
Итак, мы рассмотрели различные направления обеспечения экономической безопасности, используемые в отечественной и зарубежной практике. Основной вывод, который можно сделать таков: ни одно из направлений в чистом виде в ИЗС использовано быть не может в силу исключительных характеристик как самой системы, так и условий в которых она создана и функционирует, однако из каждого направления могут быть приняты за основу отдельные принципы, правила и методы обеспечения экономической безопасности.