Особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционно-заемной системы


Тем не менее, уже сейчас можно предложить некоторые основные позиции, по которым необходимо развивать работы в этой области. Перечислим их кратко, памятуя о том, что и этот перечень вероятнее всего, может быть и будет дополнен.

  1. Оценка и обеспечение надежности комплекса технических средств.
  2. Отработка технологий взаимодействия субъектов системы и доведение их до стандартов системы.
  3. Разработка и внедрение методов объективного контроля за деятельностью Участников ИЗС.
  4. Разработка методов оценки надежности финансовых инструментов рынка ссудных капиталов.
  5. Организация системы информирования потенциальных инвесторов.
  6. Разработка методов анализа конкуренции на рынке ссудных капиталов.
  7. Развитие методологии и методов оценки эффективности и надежности функционирования ИЗС.
  8. Увязка элементов систем регионального заимствования и инвестирования в единый комплекс управления экономической безопасностью в ИЗС.
  9. Развитие компьютерной сети в целях формирования единой автоматизированной системы управления инвестиционно-заемной деятельностью.
  10. Создание системы мониторинга на рынке ценных бумаг.

Особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционно-заемной системы Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности инвестиционно-заемной системы, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые могут проявить себя в процессе создания и зачастую проявляются в процессе функционирования.
Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование ИЗС будет происходить преимущественно на рынке ценных бумаг, а управление будет осуществляться в жестких административных рамках вплоть до вмешательства Правительства Республики.
В качестве особенности отметим социальную ориентацию на потребности Республики, несмотря на то, что обслуживание займов предполагается осуществлять за счет прибылей, получаемых от инвестиционных проектов.
Отметим также, что принципиальной особенностью ИЗС является нулевая финансовая результативность функционирования системы, обусловленная употреблением прибыли на обслуживание займов и финансирование мало- или недоходных, но социально значимых проектов по мере появления прибыли за счет высокодоходных проектов.
Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.
Следует иметь в виду, что систему отличает принципиальная невозможность ликвидации скрытого бюджетного дефицита региона во всех его проявлениях при необходимости осуществления бюджетных гарантий по обслуживанию займов.
Функционирование системы осуществляется в условиях жесткой конкуренции с другими финансовыми институтами при необходимости эффективного использования временно свободных средств путем надежного их вложения в конкурентные финансовые инструменты.
Кроме этого, имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части заемных средств на их стимулирование.
Перечисленные особенности инвестиционно-заемной системы существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности ИЗС должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.


Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности (ЭБ).
Сама по себе эта категория является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Исключение составляют, быть может, финансово-предпринимательские структуры, работающие на кратчайшем цикле кругооборота капитала, а именно деньги-деньги'.


Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.
Пообъектная структура экономической безопасности внутри страны применительно к отдельному субъекту Федерации может быть представлена следующей структурой различных уровней экономических отношений: экономический уровень семьи экономические интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень агенты рынка; региональный и отраслевой уровень экономика субъектов Федерации; макроэкономический уровень экономика страны в целом.
Рассматривая экономико-политическую ситуацию в России, можно выделить ряд основных угроз экономической безопасности страны, затрагивающих интересы практически всех вышеперечисленных объектов:

  • все большее сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
  • усиление криминализации различных секторов рынка;
  • близкое к криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием должностных лиц;
  • мошенничество в кредитно-финансовой сфере;
  • просчеты в управлении государственной собственностью;
  • непоследовательный и противоречивый характер налоговой политики государства;
  • коммерциализация средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;
  • противоречивость и уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для юристов-профессионалов;
  • отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;
  • расширение криминального бизнеса (нарко-, и порнобизнес, торговля оружием и т.п.);
  • нестабильность в правовой и правоохранительной сферах;
  • коррупция и организованная преступность;
  • недостаточная роль государства в защите интересов субъектов экономики.

Также можно отметить наличие внешних экономических факторов, совокупное действие которых формирует один из фундаментальнейших источников угроз экономической безопасности: значительная внешняя задолженность, отсутствие целостной нормативной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, зависимость от импорта, неразвитость инфраструктуры поддержки отечественного экспорта, утрата освоенных рынков сбыта, утечка интеллектуальной собственности и кадров за рубеж, вывоз за рубеж валюты и сырья и др.
Рассматривая источники угроз экономике, можно дать общие рекомендации по обеспечению экономической безопасности рассмотренных ранее субъектов. Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, может выглядеть следующим образом (табл.

2).
Таблица 2
Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности

Меры по обеспечению экономической безопасности
Информационно-аналитические
Мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;
Выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных явлений;
Разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.
Регулятивного воздействия
Локализация и нейтрализация угроз жизненно важным интересам страны;
Устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.
Прямого противодействия
Противодействие носителям угроз жизненно важным интересам страны;
Контроль за состоянием экономических отношений в стране;
Программа выхода из экономического кризиса и др.


Экономическая безопасность региона Экономическая безопасность региона, по нашему мнению, это совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона, определенной независимости и интеграции с экономикой Российской Федерации, что выражается в следующих проявлениях:

  • возможность проведения собственной экономической политики в рамках Федерации;
  • способность безобвально реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации;
  • способность осуществлять (начать) крупные экономические мероприятия (не ожидая помощи от Федерации) по неотложным социально-взрывным ситуациям, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;
  • возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным регионам, где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах данного региона;
  • возможность стабильно поддерживать соответствие существующих (действующих) на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни населения.

Основные параметры, при помощи которых целесообразно исследовать уровень экономической безопасности и их значимость (в баллах) могут быть сгруппированы следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Система параметров для изучения
экономической безопасности региона



Содержание раздела