Управление инвестиционными процессами в регионе


В программах Правительства РФ региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства, синтезирующая ее региональные аспекты. Вместе с тем, это часть общей национальной политики, создающая экономические основы целостности Российского государства, всех жизненно важных направлений развития общества. Очевидно, что явление регионализма требует комплексного подхода к анализу общеэкономических взаимосвязей и территориально обособленных экономических систем.
На наш взгляд, углубление реализации принципов регионализма до отдельного поселения не отвечает реальным экономическим отношениям. Города, районы, сельские и другие населенные пункты не обладают той самостоятельностью, которой располагает субъект федерации.

Они также не являются подсистемой единого народнохозяйственного комплекса, а выступают лишь как составная часть региональной экономики.

По нашему мнению, распространение принципа регионализма до низших территориальных образований может привести к многоступенчатости управления, в частности, системы налогообложения и финансирования.
В связи с этим, в данной монографии объектом исследования является территориальное образование субъект Российской Федерации (регион, республика в составе России, край, область).
Представляется, что хозяйство региона необходимо рассматривать в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Такой подход позволяет разграничить полномочия между центром и регионами, определять принципы хозяйствования.
При этом, пропорции данных разграничений не являются постоянной величиной, а могут меняться в зависимости от уровня развития региона, а также полноты и зрелости экономических и политических взаимоотношений как внутри субъекта Федерации, так и между субъектом Федерации с одной стороны и федеральным центром с другой.
Управление регионом как единым хозяйством, обеспечение комплексности развития региона относительно новая задача. До сих пор территориальное управление не обладало достаточной самостоятельностью, чаще ограничивалось лишь местным хозяйством (не считая периода существования совнархозов, которые скорее выполняли роль промежуточного звена между центром и предприятиями, чем были территориальными органами управления).

В современных условиях, когда субъекты Федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка концепции системы регионального управления для той или иной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран.
Одной из важнейших проблем регионального управления является формирование и управление региональными инвестиционно-заемными системами, предназначенными для привлечения и аккумулирования средств мелких и средних инвесторов для финансирования развития социально-экономический инфраструктуры регионов.
В данной монографии на основе анализа отечественного и зарубежного опыта инвестиционной деятельности предложены пути развития инвестиционных взаимоотношений в регионе, механизм регулирования региональных инвестиционных процессов и структуры инвестиционно-заемной системы региона.
Монография содержит три главы.
В первой главе рассмотрены проблемы формирования региональной инвестиционной системы.
Вторая глава содержит материалы анализа корпоративного управления в отечественной экономике и роли корпораций в региональном инвестиционном процессе.
В третьей главе изложены предложения по созданию механизма регулирования инвестиционных процессов в регионе.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕГИОНЕ 1.1. Основы региональной бюджетной политики Характерные особенности региональной экономики Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации.

Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления город, район, сельский населенный пункт.



Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.
Региональная экономика как мезоуровень среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) обладает характерными особенностями.
Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов она имеет вполне определенные границы.


Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.
Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.
Регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.
Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления.

Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни.

Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.
Основные аспекты регионального управления Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).
Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов.

Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.).

Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.
Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти.

Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона.

В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.
С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона.

Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой).

Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов.



Содержание раздела