Поскольку рост возможен только как неравномерный, то и структурная политика должна быть избирательной (селективной), а не глобальной.
Такая политика, считает автор, должна отвечать трем основным принципам. Во-первых, это максимизация реального валового продукта (основы роста благосостояния общества и источника экономического роста) и минимизация его колебаний (сглаживание цикличности развития, устойчивый рост). Во-вторых, это уменьшение диспропорций между отдельными сферами хозяйства (т.е. гармонизация структуры экономики, которая должна способствовать наибольшему удовлетворению личных и общественных потребностей, а не порождать дефицит). В-третьих, это учет того, что темпы экономического роста должны соответствовать наличной рабочей силе, производственным мощностям, возможностям и желанию инвестировать, имеющимся кредитным ресурсам и т.п., другими словами, соответствовать "планам живых людей и социальных групп".
Данная теория нашла отражение в концепциях социально-экономического развития муниципальных образований в России. В частности при формировании Концепции Колпашевского района в качестве точек роста были определены некоторые сельские территориальные управления, которые с 01.01.2006. станут самостоятельными поселениями (например, Чажемтовское МСТУ): Еще одним центром роста в районе, наряду с г. Колпашево, должен стать п. Чажемто, ставка в развитии которого должна быть сделана на расширение сферы лечебно-оздоровительных услуг и досуга отдыхающих. Вместе с тем, в окрестностях п. Чажемто возможно строительство завода по производству кирпича в связи с наличием запасов глины.
Очевидно, что данный проект будет реализован, если в районе начнется массовое жилищное строительство, которое в последние годы было заморожено. Естественно это тема отдельной программы, но следует отметить, что внешние предпосылки для этого сложились – в 2004г. произошло совершенствование федерального законодательства и по настоящему эффективно заработала система ипотечного кредитования. [1, с. 5]
Эффективность системы межбюджетных отношений в рассмотренных федеративных государствах достигается обеспечением расходных потребностей всех уровней бюджета доходными источниками. Общий объем денежных средств, включая собственные доходы местных бюджетов и переданные трансферты, позволяют выполнить расходные обязательства, причем часто принцип распределения закладывается в нормативных документах государства на срок 3-5 лет, процедура является прозрачной и стабильной, есть возможность у низовых бюджетов формировать бюджеты следующего финансового года, осуществлять стратегическое планирование территории. Главными факторами при распределении трансфертов являются степень неравенства подушевых бюджетных доходов региона в зависимости от распределения расходных полномочий.
Доходы, которые в наибольшей степени зависят от усилий местных властей, необходимо закрепить за местными бюджетами. Это налог на имущество и физических лиц и предприятий, налог на недвижимость, если он будет введен, налоги, взимаемые в розничной торговле, на малый бизнес. Муниципальная экономическая политика может дать зримые результаты в большинстве случаев только через 10-15 лет.
При ее реализации упор необходимо сделать на территориальные (и отраслевые) полюса роста Это позволит повысить социальную и экономическую эффективность ее за счет концентрации средств.
Стратегический подход к социально-экономическому развитию территории предусматривает выявление факторов роста и факторов торможения, однако нацеленность на изменение не только количественных, но и качественных свойств (характеристик) муниципального образования в обозримом будущем обуславливает необходимость определения "полюсов" не только роста, но и развития. Перевод муниципального образования на желаемую траекторию развития требует концентрации ресурсов в тех секторах экономики, которые обладают характеристиками роста и развития.
Полюс развития должен обладать не столько эффектом притяжения, сколько эффектом мультипликации, способностью стимулировать появление новых элементов пространственной структуры экономики.
Что же увидит гражданин Российской Федерации, ознакомившись с ними? Ответ один, и он также абсолютно очевиден: Россия (будем говорить о России будущего) – это социальное государство, основанное на развитых рыночных институтах, важнейшей целью которого является благосостояние его граждан, всех без исключения. Важнейшими целями признаются ликвидация бедности, развитие образования, науки и здравоохранения, обеспечение граждан жильем и работой. Именно этим целям, подчинено и удвоение ВВП, и военная реформа, и интеграция России в глобальную экономику. Подобные программные заявления ставят Россию в один ряд с Германией, скандинавскими странами.
Таким образом, исходя из целей, поставленных государством, мы можем с уверенностью сделать первый вывод: нет, не о создании в России социального государства (об этом говорить преждевременно), а о широком использовании в целеполагании теорий, развивающих идею создания социально-ориентированного рыночного хозяйства.
Однако, как во многом справедливо отметил Р.М. Гусейнов, определение целей экономической политики (в случае с Россией особенно) не представляет ничего нового и интересного – лидер любой партии или движения, облеченный властью, сказал бы то же самое. Интересны способы достижения этих целей [2].
Поэтому рассмотрим подробнее несколько моментов, озвученных Правительством и характеризующих те средства, которыми планируется решить поставленные задачи.
Правительством признано, что низкая заработная плата в реальном секторе экономики вовсе не является конкурентным преимуществом России, так как снижает эффективный спрос на внутреннем рынке. Это кейнсианский тезис. Отсюда ставится задача роста заработной платы в реальном секторе, но при одновременном повышении производительности труда. И, соответственно, повышение заработной платы в бюджетной сфере, без которой реализация новых систем и инновационных технологий будет практически невозможной.
Это касается фундаментальной науки, образования и других секторов социальной сферы. В это же время Президент озвучивает планы о значительном повышении заработной платы медикам, научным сотрудникам.
Планируется проведение активной инновационной политики, развития высокотехнологичного сектора, которым объявлены авиакосмическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, атомная промышленность, связь и коммуникации, фармацевтика, биотехнологии и программное обеспечение. Государство увеличит свою долю в расходах на фундаментальные исследования, стимулирование венчурного финансирования и в переоборудовании и внедрении новых технологий в промышленности. В составе этих расходов – создаваемый с 2006 года Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд. рублей) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.[1]