Можно выделить цели стратегические и тактические.


Региональная система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования.
Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.
Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.
Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ.

Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий, конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Наряду с ними, все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций.

Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.


Рис. 2. Модель динамично развивающейся системы механизма


государственного регулирования торговли

Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:
1) формирование потребительского рынка;
2) обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
3) создание эффективного механизма реализации комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2008 годы;
4) изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
5) осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.
Рассмотрение ранее перечисленных категорий механизма государственного регулирования торговли, проведение комплексного и системного исследования механизма государственного регулирования по уровням управления позволили разработать Концепцию государственного регулирования торговой деятельности в современных условиях перехода к рынку.
Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ.




К.Б. Мелякина


ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

г. Рязань, Академия Права и Управления ФСИН России

Экономическая безопасность страны является неотъемлемой составляющей безопасности национальной, ее материальной основой. Поэтому подойти к рассмотрению содержательной стороны экономической безопасности удобно, опираясь на понятие категории безопасность. В соответствии с законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 (ред. от 25.07.2002) безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз…
Общеизвестно, что система экономической безопасности обязана выявлять такие ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за рамки педелов, разрабатывать определенные пути выхода страны из зоны опасности, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В целях систематизации и группировки конкретных направлений обеспечения, экономическая безопасность поделена на составные части (так называемые элементы). Выделяют следующие основные элементы: продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, промышленная безопасность, инвестиционная безопасность, инновационная безопасность, безопасность в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли.

При этом в современных условиях повышенных рисков возникновения всякого рода финансовых кризисов одним из важнейших элементов экономической безопасности России является, конечно же, ее финансовая безопасность.
Финансовая безопасность России является важным звеном в способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии с национальными интересами. На наш взгляд, сущность финансовой безопасности России заключается в состоянии экономики, то есть в способности формирования таких финансовых потоков и в таких объемах, каких бы хватило для выполнения государственных задач и функций. На сегодняшний день мы не можем сказать, что у нас в стране выполняются все государственные задачи и функции (а значит, финансовая безопасность ослаблена, что позволяет внешним и внутренним противникам проникнуть и растащить наше национальное богатство).
Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях. Необходимо отметить, что эти так называемые задачи выполняются не в полной мере, что приводит к нестабильности развития экономики России.



Содержание раздела