Проблемой финансовой безопасности является то, что существуют всякого рода угрозы, которые порождаются в основном неэффективностью системы государственного финансового контроля (ГФК), взаимными неплатежами, нарушением гарантированного бюджетного финансирования и тому подобное.
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:
– интеграция национальных финансовых рынков, интернационализация мирового хозяйства;
– относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними;
– расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику слаборазвитых стран и возрастания глобальной неустойчивости;
– беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов;
– чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Главную роль в решении проблемы финансовой безопасности России должна играть действенная система ГФК.
И мы надеемся, что в недалеком будущем эта система начнет функционировать в глобальных масштабах и будет положительно влиять на развитие экономики.
Следует особо подчеркнуть, что во многом решает проблему финансовой безопасности государства эффективный государственный финансовый контроль. ГФК как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать подрыв финансово-экономического суверенитета государства, целостности финансово-экономического пространства, единства финансово-экономической политики и др.
По нашему мнению, обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена в Конституции РФ. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан (в частности, снижение уровня бедности в стране).
Переход России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, сопровождаемый сложными кризисными процессами, требует создания эффективной системы экономической безопасности, способной обеспечить защищенность проводимых преобразований в этих условиях.
В заключении хотелось бы отметить, что особый элемент экономической безопасности в недалеком будущем будет положительно влиять на рост благосостояния общества и всей России, а те угрозы, которые существуют на данный момент, уйдут далеко на задний план!
А.В. Иванов
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОНДОВОГО РЫНКА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
г. Москва, Московский Физико-Технический Институт
При функционировании экономических систем всегда наблюдается некоторый разрыв между их потенциальной и фактической эффективностью, что свидетельствует о действии тормозящих факторов, своего рода “трения”, если использовать физическую терминологию. Такими факторами являются: неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное качество выполнения принимаемых решений.[2, с.65]
Данилов справедливо отмечает: Эффективность национального фондового рынка зависит от его эффективности, как с точки зрения эмитентов, так и с точки зрения инвесторов, и отчасти с точки зрения финансовых посредников. Макроэкономическая эффективность – это соотношение результата – объема перераспределенных посредством фондового рынка инвестиционных ресурсов, и затрат (под которыми понимаются как стоимость привлеченного капитала и иные собственно инвестиционные характеристики, так и трансакционные издержки).[1, с.15]
Предлагаемая система параметров эффективности государственного регулирования фондового рынка (рис. 1) позволяет максимально широко, комплексно осветить исследуемую проблему.
Рис. 1. Система взаимосвязанных параметров эффективности
государственного регулирования фондового рынка
Таблица 1
Показатели эффективности фондового рынка для различных субъектов, экономики и общества в целом
Вид показателей эффективности |
Содержание влияния фондового рынка на эффективность |
Показатели микроуровня |
Показатели макроуровня |
1. Эффективность для инвесторов |
Возможность получения сравнительно высокой доходности на вложенный капитал при приемлемом уровне риска |
- средняя доходность корпоративных ценных бумаг; - волатильность корпоративных ценных бумаг; - ликвидность ценных бумаг |
- прирост капитализации фондового рынка; - злоупотребления, ущемляющие законные интересы инвесторов (например, количество злоупотреблений в год, масштаб ущерба от злоупотреблений и т.п.) |
2. Эффективность для эмитентов |
Возможность мобилизации сравнительно доступных инвестиционных ресурсов на фондовом рынке |
- цена инвестиционных ресурсов (по сравнению с альтернативными способами получения ресурсов); - трансакционные издержки по выходу на рынок |
- прирост количества эмитентов, ценные бумаги которых имеют рыночные котировки; - отраслевая дифференциация эмитентов; - сбалансированность фондового рынка по объемам корпоративных эмиссионных ценных бумаг различных типов (обыкновенные и привилегированные акции, облигации различного срока погашения и доходности) |
3. Эффективность для профессиональных участников рынка |
Возможность организации прибыльного бизнеса в рамках инфраструктуры фондового рынка |
- рентабельность деятельности профессионального участника на фондовом рынке по сравнению со средней рентабельностью финансового рынка и экономики в целом; - сложность выхода на фондовый рынок в качестве профессионального участника |
- прирост количества профессиональных участников фондового рынка; - налоговые поступления от деятельности профессиональных участников фондового рынка; - количество банкротств профессиональных участников фондового рынка и их влияние на функционирование рынка и инвесторов |
4. Макроэко-номическая эффективность |
Степень позитивного влияния фондового рынка на темпы развития и пропорции реального сектора экономики |
- |
- влияние активности фондового рынка на темпы роста реального ВВП, реальных валовых инвестиций и т.д.; - соотношение краткосрочных (спекулятивных) и долгосрочных (инвестиционных) операций на фондовом рынке |
5. Прямая социальная эффективность |
Непосредственное влияние фондового рынка на социальные процессы |
- соотношение средней заработной платы в организациях – профессиональных участников фондового рынка и средней заработной платы в экономике и/или на финансовом рынке |
- прирост занятости в организациях – профессиональных участниках фондового рынка; - прирост налоговых поступлений, полученных в результате деятельности профессиональных участников |
6. Косвенная социальная эффективность |
Опосредованное влияние через реальный сектор и бюджетную систему |
- рост занятости на новых производствах, созданных за счет инвестиций, полученных на фондовом рынке; - повышение уровня жизни населения вследствие инвестирования сбережений в инструменты фондового рынка и т.д. |