На основе анализа публикаций, автором предлагается деление всех методов контроллинга на две большие группы: пассивные и активные.
Пассивные методы распространены достаточно широко. Для них характерна высокая степень проработанности методик, их широкая вариантность, достаточная объективность получаемых данных. Группа пассивных методов складывается, в свою очередь, из аналитических, статистических и математических методов.
Аналитические методы основаны на работе специалистов с набором аналитических зависимостей. В деятельности любой организации существует множество зависимостей, имеющих объективный характер: зависимости между спросом и предложением; жизненного цикла продукции от времени; производительности труда от квалификации персонала; качества управления от полноты и ценности информации и др. Наряду с общеизвестными зависимостями, специалист может на основе собственного опыта и проводимых исследований вывести новые зависимости, которые будут являться конфиденциальной собственностью организации.
Основой указанных методов являются: теория вероятностей, теория марковских процессов, теория массового обслуживания и др.
Статистические методы базируются на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для получения альтернативных вариантов управленческих решений. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, полученных как в результате реальных действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования с использованием компьютерных средств и технологий. К этим методам относятся: последовательный анализ и метод статистических испытаний.
Группа математических методов отличается высокой степенью объективности и четкой последовательностью в процессе получения информации. Характерной общей чертой указанных методов является четкость определения критериев, на основе которых происходит сортировка и оценка получаемых промежуточных и итоговых результатов, а так же – приоритетов в выборе. Среди методов данной группы: метод математического программирования, матричный и др.
Активные методы имеют несколько вариантов реализации. К ним относятся методы психологической активации; методы подключения новых интеллектуальных источников и методы модерации.
К психологическим относятся: конференции идей, методы мозговой атаки и др. Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта: производственные совещания, коллективные обсуждения текущих дел, письменные опросы, планерки и т.д.
Особое место среди данных методов в контроллинге занимают методы модерации. Они позволяет обобщать опыт и творческий потенциал различных людей для решения общих проблем или достижения общих целей. Особенно эффективны при большой значимости фактора времени, но требует высокого уровня подготовки специалистов службы контроллинга.
Применение метода модерации имеет целью заставить людей действовать в одной команде для разработки конкретных реализуемых решений. Наиболее распространенный метод из этой группы – метод открытого планирования.
Классификация инструментов контроллинга является наиболее проработанной областью в теории контроллинга. Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум основным критериям – по области применения и по времени (образу действий, целевой направленности).
Первая классификация – по области применения, основана на задачах, решаемых данным инструментом – инструменты учета, организации информационных потоков, планирования, мониторинг и контроль.
Аналогично классификации видов контроллинга по времени (образу действий, целевой направленности) инструменты контроллинга также разделяют (с некоторой долей условности) на оперативные и стратегические. Между этими двумя видами инструментов контроллинга имеет место тесное взаимодействие и взаимное влияние на реализацию конечных целей предприятия, несмотря на большое разнообразие инструментов, как используемых самостоятельно контроллерами различных уровней, так и внедряемых ими в деятельность различных структурных подразделений предприятия.
Глобализация, как и любой процесс имеет свои положительные и отрицательные стороны. Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности челове_ества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.
В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать следующие.
1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).