Власть. В данном случае деньги используются для того, чтобы приобрести значимость в глазах других, купить власть и почувствовать собственное превосходство. Люди, использующие подобную тактику, склоны унижать, подчинять и контролировать других, как правило, тщеславных, жадных и неуверенных в себе людей. Властолюбцы манипулируют другими, демонстрируют им свое пренебрежение.
В итоге их ждет разочарование, одиночество или окружение лицемеров.
В корне последних двух отношений (несмотря на кажущуюся противоположность) лежит одно и то же явление – символический обмен, основанный на изначально предполагаемой взаимности и предусматривающий три обязанности: давать, получать, возмещать. Такой символический обмен Ж.Бодрийяр связывает с процессами борьбы за власть, которая захватывается путем одностороннего одаривания. Как видим, деньги либо помогают человеку справиться с ощущением тревоги и дискомфорта, либо дают ему социальную власть, которая определяется, как потенциальная способность влиять на поведение и цели других людей.
Основоположник философии денег Г.Зиммель корень такого отношения к деньгам видел как в парадигме, предложенной экономическими теориями, так и в утрате духовных ценностей.[2] Согласно христианству главная ценность, которой обладает человеческая личность, это внутренняя духовная свобода, что означает независимость от внешних природных и социальных обстоятельств. Однако, гуманизм, сложившийся в Новое время исходит из того положения, что свобода человека, его независимость от внешних сил, а также условия для творческого самоопределения личности могут быть достигнуты лишь путем овладения окружением, в том числе природой и социальным миром. Это овладение подразумевает контроль и господство.
Средством же реализации этого контроля и господства является рациональность, развитие которой, как указывали и К. Маркс, и Г.Зиммель, непосредственно связано с феноменом денег, с зарождением и развитием денежного хозяйства.
Отсюда можно сделать вывод, что парадигма, предложенная экономическими теориями, и духовное обнищание человечества приводят к тому, что деньги, будучи сами по себе нейтральны, становяZся средством распространения контроля и господства, что является сутью власти. А это означает, что с изменением парадигмы и возрождением духовных ценностей человека изменится и отношение к деньгам, тот психологический смысл, который в них сегодня вкладывается. Эти задачи можно решить только объединив усилия социальных психологов, философов и экономистов. Анализируя подробно эти вопросы в своей работе Современное постиндустриальное общество (2000), В.Л. Иноземцев видит выход из создавшейся ситуации в изменении структуры потребностей человека таким образом, чтобы материальные мотивы перестали быть доминирующими.
Ориентация людей на производство и присвоение максимально возможного количества материальных потребительных стоимостей порождает эксплуатацию. Другими словами, эксплуатация порождается ситуацией, когда определенная потребность одного человека или группы не может быть удовлетворена без ущемления потребностей другого человека или группы.
Однако, отмечает В.Л. Иноземцев, эксплуатация сыграла свою историческую роль.[3] Благодаря эксплуатации общество смогло сконцентрировать материальные ресурсы и усилия людей, развить новые формы производства, послужившие основой дальнейшего прогресса. Но эта эпоха завершается, и эксплуатация из формы развития превратилась в сковывающие развитие путы.
Возможно ли преодоление эксплуатации, и если да, то каким образом?
Сторонники марксистских идей пытались преодолеть эксплуатацию путем реформирования отношений распределения. Опыт показал, что таким способом преодолеть эксплуатацию невозможно. Хотя сам К. Маркс указывал на то, что условием уничтожения частной собственности является всестороннее развитие индивида.
Поскольку эксплуатация порождается конфликтом интересов, преодолеть эксплуатацию можно только при качественном изменении ценностных ориентиров человека. Это, в свою очередь, становится возможным при условии, что на первый план выходит стремление к самосовершенствованию, в то время как материальные потребности теряют свою остроту.
При этом преобразование труда в творчество происходит, прежде всего, на социопсихологическом уровне, и только сам человек может определить свою деятельность как труд или как творчество.
Таким образом, преодолеть экономические основы социума возможно вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, а не через трансформацию социальных структур. А это означает, что деньги перестанут быть средством распространния власти, если человек пересмотрит свои ценностные установки, цели и мотивы.
Идеи, высказанные В.Л. Иноземцевым, не являются абсолютно новыми.[3] Подобные вопросы в начале прошлого века поднимал С.Н. Булгаков.
В своей работе Два града (1911) С.Н. Булгаков указывал на то, что политическая экономия не помнит своего духовного родства. Возрождение же духовных ценностей в экономической жизни человека должно, по С.Н. Булгакову, привести к тому, что труд превратится в профессию как призвание (у В.Л. Иноземцева – творчество).
Само же хозяйство должно стать взаимодействием творческой инициативы личности и железной необходимости. Уже тогда С.Н. Булгаков сформулировал задачи, которые необходимо решать.
Спустя столетие актуальность поднятых тогда проблем продолжает иметь место. Современная наука, объединив усилия экономистов, философов и социальных психологов сможет найти решение поставленных сто лет назад задач:
1. Необходимо пересмотреть понятие экономического человека с учетом духовных потребностей личности.
2. Необходимо, чтобы хозяйственная деятельность стала общественным служением и исполнением нравственного долга. Воспитание в обществе именно такого отношения к труду создаст наиболее благоприятную духовную атмосферу, как для экономического, так и для социального прогресса общества.
3. Необходимо создать соответствующую хозяйственную психологию, которая явится духовной предпосылкой экономического оздоровления и обновления России.
Сегодня необходимо привлекать внимание к обсуждению вопроса соотношения денег и духовности человека. Деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке. С их помощью можно сострадать, воздавать должное, любить ближнего своего.
Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям.
Рис. 1. Система органов, осуществляющих государственное регулирование
Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.
Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельность. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.
Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.
Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.