банки и другие кредитные учреждения занимают пассивную позицию в капитализации финансовых ресурсов ( в коммерческие банки поступает 8% сбережений населения, а 80% конвертируется в твердую валюту);
две трети иностранных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, а одна треть, направляемая в промышленность, идет не на амортизацию основных фондов, а на покупку акций и вклады в уставные капиталы;
правовая неурегулированность является препятствием для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в основной капитал.
Кризис инвестиционного процесса инициировал крайне тяжелое положение в состоянии основного капитала.
Износ основных фондов за годы реформирования достиг критического уровня.
Так, более чем на 60% изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности, более трети в газовой. По оценкам экспертов, в электроэнергетике в ближайшее время отработает проектный ресурс половина мощностей электростанций. Большая часть магистральных нефтепроводов и свыше трети газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более, что уже приводило к крупным авариям и их угроза нарастает /33/.
В 1997г. в целом по промышленности износ основных фондов составил около 50%. Коэффициент использования установленного оборудования в машиностроении снизился в 2,2 раза, в легкой промышленности - в 5,1 раза /96/.
Для воспроизводства оборудования, установленного на предприятиях черной металлургии, потребуется 56 лет, топливного комплекса - 38 лет, сельского хозяйства - 50 лет, легкой промышленности - 150 лет /99/.
В целом же подобное состояние с основными фондами вызывает серьезное опасение за экономическую безопасность России и ставит под сомнение ее существование в будущем как передовой страны.
Основными причинами снижения инвестиционной активности, по нашему мнению, являются:
потеря управляемости народным хозяйством страны со стороны государства;
нестабильность, неопределенность и непредсказуемость нормативных актов и законодательства (достаточно вспомнить как принимался, а затем отменялся Указ Президента РФ № 1215 “Об упорядочении сбора подоходного налога и страховых платежей с физических лиц” в сентябре 1996 года);
обременительность налогового режима (налоговая система России в том виде, как она есть представляет не что иное, как пресс по выдавливанию денег у населения и производителей, причем этот процесс осуществляет давление избирательно: промышленный сектор производит 33% ВВП, а платит 52% всех налоговых поступлений, в то же время банки, обеспечивая 13% ВВП, в бюджет поставляют всего 4% налогов);
неэффективная и запутанная правовая база банковской и валютной деятельности;
политическая нестабильность в России (многие экономические решения в угоду политическим интересам преследуют явно популистские, конъюнктурные цели);
конкурентная борьба за иностранные инвестиции с развивающимися странами, странами Восточной Европы, Китаем и другими, в которой России не всегда имеет шансы на победу;
кризис платежей;
проблемы, порожденные российской культурой бизнеса (необязательность, некорректность, низкий уровень представляемых бизнес-планов);
коррупция и преступность (по данным Министерства внутренних дел, количество преступлений, зарегистрированных в кредитно-финансовой сфере России за период 1993-1995 гг. возросло почти в три раза, при этом хищения в особо крупных размерах составляют 205 от их общего количества: только на рынке частных инвестиций мошенниками нанесен ущерб общей суммой более 20 триллионов рублей).
Существенное влияние на инвестиционную активность оказывают факторы, от которых зависит экономическая инфраструктура:
сохраняющийся высокий процент банковских ставок (для Центрального и коммерческих банков главная цель - быстрый оборот капитала, что отрицательно сказывается на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов);
достаточно высокая доходность от вложений в государственные ценные бумаги (вложения в Государственные казначейские обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ) сегодня дают достаточно высокий доход, кроме того, имеют надежную степень ликвидности, что ведет к поглощению значительных денежных сумм, ограничивая тем самым возможность направления их в инвестиционную сферу);
1.3).
Таблица 1.3
Прогнозные данные развития экономики России
Показатели |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2005г. к 2000 г. |
ВВП - млрд. рублей |
3380 |
3680 |
4015 |
4375 |
4760 |
5170 |
|
Динамика, прирост в % |
4,8 |
4,9 |
5,2 |
5,1 |
5 |
4,9 |
28 |
В сопоставимых ценах 1997 года расходы на оборону возрастут со 102,7 млрд. рублей в 2000 году (3,5% от ВВП) до 123,7 млрд. рублей в 2005 году (3,3% ВВП), т.е. на 20 % по отношению к 2000 году (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Доходы и расходы федерального бюджета (в % к ВВП)
Показатели |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Доходы |
12,5 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
Дефицит |
3,2 |
3,0 |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
2,2 |
Расходы, в том числе: |
15,7 |
15,4 |
15,2 |
15,0 |
14,8 |
14,6 |
по статье “Национальная оборона” |
3,5 |
3,48 |
3,45 |
3,41 |
3,36 |
3,3 |
Однако, по мнению некоторых экономистов, итоги экономического развития страны в 1996-1997гг. не представляют возможным разделить оптимизм Правительства РФ по поводу экономических и бюджетных показателей на 1998г.
В первую очередь вызывает определенное сомнение предполагаемый в 1998г. рост промышленного производства на 2%. Этот рост обосновывался исходя из положения, что финансовое положение предприятий улучшается. Однако в реальности удельный вес убыточных предприятий и организаций в основных отраслях промышленного комплекса к настоящему времени достиг почти 50%, снижается прибыльность производства, растут кредиторская и дебиторская задолженности (к 1.07.1997г. - 669 и 419 трлн. руб. соответственно).
Только в промышленности при объеме производства в первом полугодии 1997г. равном 761 трлн. руб. кредиторская задолженность составила 791 трлн. руб. /93/.
Без решения проблемы неплатежей невозможно в 1998г. увеличить налогооблагаемую базу и ликвидировать бюджетный кризис. А кардинальных мер решения этой проблемы как раз в бюджете на 1998г. не предусмотрено.
Одним из направлений своей деятельности в 1998г. Правительство РФ считает увеличение собственных средств предприятий путем дальнейшего снижения доходности на рынке ценных бумаг и удешевления кредитов при одновременном укреплении финансов предприятий вследствие принятия Налогового кодекса. Рентабельность, намеченная по прибыли промышленности на уровне 4,9% при запланированной среднегодовой инфляции 7,4%, не позволит обеспечить в 1998г. воспроизводство финансовых ресурсов и не решит проблему неплатежей.
Данные о дефиците источников покрытия долговых обязательств предприятий промышленности представлена в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Дефицит источников покрытия долговых обязательств предприятий промышленности
Характер предприятия |
Количество (%) |
Превышение краткосрочных долговых обязательств над источниками погашения, трлн. Руб. |
1. Предприятия-банкроты и не имеющие оборотных средств |
35,6 |
320,9 |
2. Предприятия, имеющие потери оборотных средств более 50% |
25,0 |
81,9 |
3. Предприятия, имеющие потери оборотных средств менее 50% |
13,4 |
9,0 |
Указанные в таблице высокие взаимные неплатежи погасить в ближайшее время проблематично, а без этого невозможно в 1998г. добиться стабилизации экономического роста.