Процентные ставки в 1996г.


банки и другие кредитные учреждения занимают пассивную позицию в капитализации финансовых ресурсов ( в коммерческие банки поступает 8% сбережений населения, а 80% конвертируется в твердую валюту);
две трети иностранных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, а одна треть, направляемая в промышленность, идет не на амортизацию основных фондов, а на покупку акций и вклады в уставные капиталы;
правовая неурегулированность является препятствием для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в основной капитал.
Кризис инвестиционного процесса инициировал крайне тяжелое положение в состоянии основного капитала.
Износ основных фондов за годы реформирования достиг критического уровня.
Так, более чем на 60% изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности, более трети в газовой. По оценкам экспертов, в электроэнергетике в ближайшее время отработает проектный ресурс половина мощностей электростанций. Большая часть магистральных нефтепроводов и свыше трети газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более, что уже приводило к крупным авариям и их угроза нарастает /33/.
В 1997г. в целом по промышленности износ основных фондов составил около 50%. Коэффициент использования установленного оборудования в машиностроении снизился в 2,2 раза, в легкой промышленности - в 5,1 раза /96/.
Для воспроизводства оборудования, установленного на предприятиях черной металлургии, потребуется 56 лет, топливного комплекса - 38 лет, сельского хозяйства - 50 лет, легкой промышленности - 150 лет /99/.
В целом же подобное состояние с основными фондами вызывает серьезное опасение за экономическую безопасность России и ставит под сомнение ее существование в будущем как передовой страны.
Основными причинами снижения инвестиционной активности, по нашему мнению, являются:
потеря управляемости народным хозяйством страны со стороны государства;
нестабильность, неопределенность и непредсказуемость нормативных актов и законодательства (достаточно вспомнить как принимался, а затем отменялся Указ Президента РФ № 1215 “Об упорядочении сбора подоходного налога и страховых платежей с физических лиц” в сентябре 1996 года);
обременительность налогового режима (налоговая система России в том виде, как она есть представляет не что иное, как пресс по выдавливанию денег у населения и производителей, причем этот процесс осуществляет давление избирательно: промышленный сектор производит 33% ВВП, а платит 52% всех налоговых поступлений, в то же время банки, обеспечивая 13% ВВП, в бюджет поставляют всего 4% налогов);
неэффективная и запутанная правовая база банковской и валютной деятельности;
политическая нестабильность в России (многие экономические решения в угоду политическим интересам преследуют явно популистские, конъюнктурные цели);
конкурентная борьба за иностранные инвестиции с развивающимися странами, странами Восточной Европы, Китаем и другими, в которой России не всегда имеет шансы на победу;
кризис платежей;
проблемы, порожденные российской культурой бизнеса (необязательность, некорректность, низкий уровень представляемых бизнес-планов);
коррупция и преступность (по данным Министерства внутренних дел, количество преступлений, зарегистрированных в кредитно-финансовой сфере России за период 1993-1995 гг. возросло почти в три раза, при этом хищения в особо крупных размерах составляют 205 от их общего количества: только на рынке частных инвестиций мошенниками нанесен ущерб общей суммой более 20 триллионов рублей).
Существенное влияние на инвестиционную активность оказывают факторы, от которых зависит экономическая инфраструктура:
сохраняющийся высокий процент банковских ставок (для Центрального и коммерческих банков главная цель - быстрый оборот капитала, что отрицательно сказывается на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов);
достаточно высокая доходность от вложений в государственные ценные бумаги (вложения в Государственные казначейские обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ) сегодня дают достаточно высокий доход, кроме того, имеют надежную степень ликвидности, что ведет к поглощению значительных денежных сумм, ограничивая тем самым возможность направления их в инвестиционную сферу);


практическое отсутствие налогового стимулирования отечественных инвесторов и малого предпринимательства;


ограниченная возможность внутренних накоплений и неспособность частных инвесторов компенсировать нехватку государственных финансовых ресурсов для преодоления кризиса в инвестиционной сфере.
Намечая пути вывода российской экономики из кризиса, Правительство РФ планирует в 1998г. начало устойчивого ее роста за счет стабилизации курса рубля, постоянного снижения инфляции и процентных ставок.
Так, по официальному правительственному прогнозу инфляция в 1998г. составит 5% . Процентные ставки с 200% в 1996г. планируется снизить в 1998г. до 12-14% /92/.
Сценарные условия, заложенные в основу прогноза социально-экономического развития России и бюджета-98, предполагают закрепление положительных тенденций 1997г., что позволит к концу 1998г. добиться устойчивых темпов экономического роста: уже в 1998 году прирост ВВП составит 1,3-2,3%, а промышленной продукции 3%, дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.
В дальнейшем прогнозируется выход к 2000 году на устойчивые положительные темпы прироста ВВП не ниже 5% ежегодно. В период 2001-2005 годов будут выработаны и применяться новые подходы к формированию как федерального бюджета, так и к его взаимоотношениям с бюджетами субъектов Российской Федерации, завершатся структурные и институциональные преобразования, социальная, военная, налоговая и бюджетная реформы, продолжена политика последовательного снижения бюджетного дефицита, что позволит довести его в 2005 году до уровня 2,2% ВВП. Прирост производства валового внутреннего продукта по прогнозу на 2005 год оценивается в пределах 41-43% к уровню 1996 года или 28% к уровню 2000 года (табл.

1.3).

Таблица 1.3
Прогнозные данные развития экономики России

Показатели
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
2005г. к 2000 г.
ВВП - млрд. рублей
3380
3680
4015
4375
4760
5170


Динамика, прирост в %
4,8
4,9
5,2
5,1
5
4,9
28



В сопоставимых ценах 1997 года расходы на оборону возрастут со 102,7 млрд. рублей в 2000 году (3,5% от ВВП) до 123,7 млрд. рублей в 2005 году (3,3% ВВП), т.е. на 20 % по отношению к 2000 году (табл. 1.4).

Таблица 1.4
Доходы и расходы федерального бюджета (в % к ВВП)

Показатели
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Доходы
12,5
12,4
12,4
12,4
12,4
12,4
Дефицит
3,2
3,0
2,8
2,6
2,4
2,2
Расходы,
в том числе:
15,7
15,4
15,2
15,0
14,8
14,6
по статье “Национальная оборона”
3,5
3,48
3,45
3,41
3,36
3,3



Однако, по мнению некоторых экономистов, итоги экономического развития страны в 1996-1997гг. не представляют возможным разделить оптимизм Правительства РФ по поводу экономических и бюджетных показателей на 1998г.
В первую очередь вызывает определенное сомнение предполагаемый в 1998г. рост промышленного производства на 2%. Этот рост обосновывался исходя из положения, что финансовое положение предприятий улучшается. Однако в реальности удельный вес убыточных предприятий и организаций в основных отраслях промышленного комплекса к настоящему времени достиг почти 50%, снижается прибыльность производства, растут кредиторская и дебиторская задолженности (к 1.07.1997г. - 669 и 419 трлн. руб. соответственно).

Только в промышленности при объеме производства в первом полугодии 1997г. равном 761 трлн. руб. кредиторская задолженность составила 791 трлн. руб. /93/.
Без решения проблемы неплатежей невозможно в 1998г. увеличить налогооблагаемую базу и ликвидировать бюджетный кризис. А кардинальных мер решения этой проблемы как раз в бюджете на 1998г. не предусмотрено.
Одним из направлений своей деятельности в 1998г. Правительство РФ считает увеличение собственных средств предприятий путем дальнейшего снижения доходности на рынке ценных бумаг и удешевления кредитов при одновременном укреплении финансов предприятий вследствие принятия Налогового кодекса. Рентабельность, намеченная по прибыли промышленности на уровне 4,9% при запланированной среднегодовой инфляции 7,4%, не позволит обеспечить в 1998г. воспроизводство финансовых ресурсов и не решит проблему неплатежей.
Данные о дефиците источников покрытия долговых обязательств предприятий промышленности представлена в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Дефицит источников покрытия долговых обязательств предприятий промышленности



Характер предприятия


Количество (%)
Превышение краткосрочных долговых обязательств над источниками погашения, трлн. Руб.
1. Предприятия-банкроты и не имеющие оборотных средств
35,6
320,9
2. Предприятия, имеющие потери оборотных средств более 50%
25,0
81,9
3. Предприятия, имеющие потери оборотных средств менее 50%
13,4
9,0



Указанные в таблице высокие взаимные неплатежи погасить в ближайшее время проблематично, а без этого невозможно в 1998г. добиться стабилизации экономического роста.



Содержание раздела