Анализ состояния оборонного комплекса


Как показывают исследования /50/, для реформирования экономики России и доведения ее до уровня развитых стран в ближайшие 15 лет понадобится 2-2,8 трлн. долл.
Внутренние источники могут обеспечить только 60% от этой суммы, остальную часть предполагается получить за счет внешних источников. Но как показали итоги 1997г. и первого квартала 1998г., получение ежегодно по 50-70 млрд. долл. из внешних источников остается проблематичным. Кроме того, в 1992-1997гг. сложилась такая ситуация, при которой было выгодно промышленному капиталу перетекать в банковский.

В настоящее же время, когда встал вопрос о восстановлении и развитии промышленности, привлечь банковский капитал для этих целей оказалось практически невозможным. Получаемые банками дополнительные средства идут в первую очередь на капитализацию, а затем - на инвестиции.
Для решения указанной проблемы целесообразно, по нашему мнению, использовать следующие подходы:
долевое участие регионального бюджета в инвестиционных проектах;
создание инвестиционных и залоговых фондов, объединяющих государственные финансовые средства и средства частных лиц;
выпуск областных займов.
В сложившихся условиях для оживления инвестиционной активности и подъема промышленного производства необходима, по нашему мнению, реализация следующих направлений:
совершенствование методов государственного регулирования экономики, в том числе ее инвестирования, направленных на обеспечение комплекса мер по созданию благоприятного климата для широкого круга отечественных и зарубежных инвесторов;
дальнейшее совершенствование законодательной базы, обеспечивающей правовые гарантии для инвесторов;
совершенствование системы государственного финансирования (бюджетные деньги необходимо концентрировать и направлять на создание сети государственных страховых фондов, призванных защищать инвесторов, разделять их риски);
широкомасштабная борьба с преступностью и коррупцией в экономической сфере;
совершенствование налоговой политики, в основу которой необходимо положить унификацию налогов, которые бы давали преимущества реальным производителям и инвесторам;
создание и развитие внебюджетных источников финансирования.

1.2. Анализ состояния оборонного комплекса



Прежде всего, уточним термин “Оборонный комплекс страны”. В литературе и других источниках информации встречаются такие термины, как “Военно-промышленный комплекс”, “Оборонные отрасли промышленности”, “Военно-промышленная база”. Понятие “Военно-промышленный комплекс” довольно широко используется как в отечественной, так и зарубежной печати.

Его описание встречается у многих отечественных экономистов, в частности у М.И.Бурлакова, С.М.Меньшикова, В.Н.Котова, Р.А.Фарамазяна, С.Ф.Викулова. У данных авторов речь идет о союзе между военным министерством, то есть частью государственного аппарата, которая непосредственно осуществляет военную функцию, с одной стороны, и военно-промышленными концернами, с другой. Это не просто политический союз, а скорее политико-экономическая общность, которая возникает вследствие специфических особенностей военного производства и рынка вооружений.

Следовательно, само понятие “Военно-промышленный комплекс” выходит за рамки экономики как таковой.
На наш взгляд, термин “Военно-промышленная база” подчеркивает целостно-системный характер военного производства и весьма шире понятия “Оборонные отрасли промышленности”.
В отечественной печати и официальных документах широко используется и понятие “Оборонно-промышленный комплекс”, под которым понимается совокупность промышленных предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и проектных организаций различных организационно-правовых форм собственности, обеспечивающих реализацию Государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и (или) имеющих мобилизационные задания /37/.


Ряд отечественных специалистов по проблемам военной промышленности под оборонным комплексом (ОК) России понимают целостную организационно-экономическую систему отраслей, промышленных и научных предприятий и организаций, предназначенную для выполнения исследований, разработок, производства и поставок вооружения и военной техники /20/.


Обобщая изложенное, под оборонным комплексом России будем понимать совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, гарантийный надзор и утилизацию вооружения и военной техники (ВВТ), а также другие задачи в интересах экономики страны. Облик ОК и пути его развития определяются планами строительства Вооруженных Сил России и других войск, Государственной программой вооружения на 1996-2005гг., мобилизационными планами экономики страны и планами военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами.
Оборонный комплекс является наиболее качественным компонентом экономики народного хозяйства страны и характеризуется высоким научно-техническим и промышленным потенциалом, соответствующим мировому, конкурентоспособностью военной продукции на мировом рынке, высоким уровнем научных разработок, наличием квалифицированных кадров. Наряду с военной продукцией оборонный комплекс в состоянии обеспечивать выпуск значительных объемов сложной наукоемкой продукции народнохозяйственного назначения.
Оборонный комплекс любой страны занимает особое место, отличается от других секторов экономики и имеет следующие специфические черты /3/:
повышенные требования к качеству производимой продукции;
преобладание госзаказа на производство военной техники (монополия покупателя);
долгосрочность и капиталоемкость большинства инвестиционных проектов, связанных с инвестиционным циклом;
менее высокая скорость обновления продукции;
особые информационные условия, ограничивающие кооперацию;
наукоемкость и высокотехнологичность производства;
высокая специализация и монополизация на рынке продавца;
преимущественно затратный способ формирования цен на продукцию;
наличие избыточных (мобилизационных) мощностей;
отсутствие наработанного механизма передачи технологий;
высокая секретность;
неоднородность НИОКР по степени специализации.
Отечественный ОК, обладая всеми характерными чертами оборонного комплекса вообще, имеет ряд характерных особенностей:
ярко выраженный олигополистический характер (90% российской промышленной продукции выпускается в отраслях, насчитывающих не более трех производителей соответствующего ей вида);
многократное дублирование однотипных исследований и производства внутри одной отрасли и наличие аналогичных исследований и производств в различных отраслях;
блокада мировым сообществом импортно-экспортных операций, затрагивающих оборонную сферу;
более высокие барьеры между гражданским и военным секторами экономики, разрыв в научно-технологическом развитии;
высокая доля военной и низкая доля гражданской экспортной продукции.
На микроуровне можно выделить следующие характерные современные черты отечественного ОК:
крупные размеры предприятий (по количеству занятых и отдельных производительных единиц);
тяжелое финансовое положение большинства предприятий, связанное с резким снижением государственного оборонного заказа;
высокий уровень вертикальной интеграции и натурализации производства, замкнутость предприятий (весь шлейф комплектующих часто производится одним предприятием).
В течение послевоенных десятилетий в СССР, и прежде всего в Российской Федерации, формировался мощный оборонный комплекс, рассчитанный на обеспечение вооружением и военной техникой не только армии Советского Союза, но и стран Варшавского договора. При этом оборонная промышленность была интегрирована в планово-распределительную систему и извлекала из этого максимальный результат.
В ОК СССР была сосредоточена большая часть научно-технического потенциала. Так, в 1990г. объем НИОКР, выполненных в ОК, составил 79% от их общего объема. При этом НИОКР непосредственно в интересах обороны составляли 53% от общего объема работ, выполненных в стране.

В 1991г. оборонные НИОКР составляли 46% /97/.
Существовавшая система управления в лице Госплана, Государственной комиссии Совета Министров по военно-промышленным вопросам полностью руководила деятельностью предприятий оборонного комплекса. При этом оборонный комплекс всегда находился в льготном положении. Начиная от фондированного распределения ресурсов, заканчивая заработной платой рабочих и служащих, которая в среднем по отраслям промышленности была выше на 10-15%, чем в народном хозяйстве.
К началу 1991 года стоимость производственного потенциала оборонного комплекса составляла лишь 6,4% от стоимости производственных фондов промышленности. Активная часть в общей стоимости основных фондов составляет 59% против 61% в гражданском машиностроении, в том числе импортное оборудование составляет 17,9 % против 27,2% в машиностроении, 35% в химико-лесном комплексе и 22,2% в целом по стране /17/. При этом к началу 90-х годов на долю ОК приходилось 20-25% ВВП бывшего СССР.
Оборонный комплекс производил половину товаров народного потребления машиностроительного производства. Кроме того, на предприятиях ОК выпускалось от 80 до 100% различного вида сложной бытовой техники.



Содержание раздела