Как показывают исследования /50/, для реформирования экономики России и доведения ее до уровня развитых стран в ближайшие 15 лет понадобится 2-2,8 трлн. долл.
Внутренние источники могут обеспечить только 60% от этой суммы, остальную часть предполагается получить за счет внешних источников. Но как показали итоги 1997г. и первого квартала 1998г., получение ежегодно по 50-70 млрд. долл. из внешних источников остается проблематичным. Кроме того, в 1992-1997гг. сложилась такая ситуация, при которой было выгодно промышленному капиталу перетекать в банковский.
В настоящее же время, когда встал вопрос о восстановлении и развитии промышленности, привлечь банковский капитал для этих целей оказалось практически невозможным. Получаемые банками дополнительные средства идут в первую очередь на капитализацию, а затем - на инвестиции.
Для решения указанной проблемы целесообразно, по нашему мнению, использовать следующие подходы:
долевое участие регионального бюджета в инвестиционных проектах;
создание инвестиционных и залоговых фондов, объединяющих государственные финансовые средства и средства частных лиц;
выпуск областных займов.
В сложившихся условиях для оживления инвестиционной активности и подъема промышленного производства необходима, по нашему мнению, реализация следующих направлений:
совершенствование методов государственного регулирования экономики, в том числе ее инвестирования, направленных на обеспечение комплекса мер по созданию благоприятного климата для широкого круга отечественных и зарубежных инвесторов;
дальнейшее совершенствование законодательной базы, обеспечивающей правовые гарантии для инвесторов;
совершенствование системы государственного финансирования (бюджетные деньги необходимо концентрировать и направлять на создание сети государственных страховых фондов, призванных защищать инвесторов, разделять их риски);
широкомасштабная борьба с преступностью и коррупцией в экономической сфере;
совершенствование налоговой политики, в основу которой необходимо положить унификацию налогов, которые бы давали преимущества реальным производителям и инвесторам;
создание и развитие внебюджетных источников финансирования.
1.2. Анализ состояния оборонного комплекса
Прежде всего, уточним термин “Оборонный комплекс страны”. В литературе и других источниках информации встречаются такие термины, как “Военно-промышленный комплекс”, “Оборонные отрасли промышленности”, “Военно-промышленная база”. Понятие “Военно-промышленный комплекс” довольно широко используется как в отечественной, так и зарубежной печати.
Его описание встречается у многих отечественных экономистов, в частности у М.И.Бурлакова, С.М.Меньшикова, В.Н.Котова, Р.А.Фарамазяна, С.Ф.Викулова. У данных авторов речь идет о союзе между военным министерством, то есть частью государственного аппарата, которая непосредственно осуществляет военную функцию, с одной стороны, и военно-промышленными концернами, с другой. Это не просто политический союз, а скорее политико-экономическая общность, которая возникает вследствие специфических особенностей военного производства и рынка вооружений.
Следовательно, само понятие “Военно-промышленный комплекс” выходит за рамки экономики как таковой.
На наш взгляд, термин “Военно-промышленная база” подчеркивает целостно-системный характер военного производства и весьма шире понятия “Оборонные отрасли промышленности”.
В отечественной печати и официальных документах широко используется и понятие “Оборонно-промышленный комплекс”, под которым понимается совокупность промышленных предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и проектных организаций различных организационно-правовых форм собственности, обеспечивающих реализацию Государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и (или) имеющих мобилизационные задания /37/.
В 1991г. оборонные НИОКР составляли 46% /97/.
Существовавшая система управления в лице Госплана, Государственной комиссии Совета Министров по военно-промышленным вопросам полностью руководила деятельностью предприятий оборонного комплекса. При этом оборонный комплекс всегда находился в льготном положении. Начиная от фондированного распределения ресурсов, заканчивая заработной платой рабочих и служащих, которая в среднем по отраслям промышленности была выше на 10-15%, чем в народном хозяйстве.
К началу 1991 года стоимость производственного потенциала оборонного комплекса составляла лишь 6,4% от стоимости производственных фондов промышленности. Активная часть в общей стоимости основных фондов составляет 59% против 61% в гражданском машиностроении, в том числе импортное оборудование составляет 17,9 % против 27,2% в машиностроении, 35% в химико-лесном комплексе и 22,2% в целом по стране /17/. При этом к началу 90-х годов на долю ОК приходилось 20-25% ВВП бывшего СССР.
Оборонный комплекс производил половину товаров народного потребления машиностроительного производства. Кроме того, на предприятиях ОК выпускалось от 80 до 100% различного вида сложной бытовой техники.