НИОКР и ускорение научно-технического прогресса


отказ государства от поддержки бесперспективных предприятий, неспособных снизить издержки производства и вписаться в рыночные структуры;
развитие работ по созданию и распространению технологий двойного назначения;
мероприятия по сохранению оборонного научно-технического потенциала должны сопровождаться мерами по конверсии оставшихся вне рамок оборонного комплекса предприятий;
реализация основных целей инвестиционной деятельности;
совершенствование законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности (прежде всего упорядочение налоговой системы) с целью создания оптимального инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов;
реструктуризация оборонного комплекса (проведение институциональных преобразований, направленных на совершенствование процессов конверсии и приватизации предприятий ОК и развитие его организационной структуры - создание казенных и государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, использование лизинга и военно-гражданской интеграции;
дальнейшее развитие системы государственного страхования частных инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
целевое использование прямых внебюджетных инвестиций, прежде всего кредитов коммерческих структур, международных финансовых структур (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для проведения конверсии;
привлечение прямых внебюджетных инвестиций для создания совместных предприятий за счет операций на фондовом рынке.
разработка и внедрение методических рекомендаций по разработке инвестиционных проектов предприятий.
3. Разработаны концептуальные основы институциональных преобразований, предусматривающие следующие мероприятия:
3.1. Обоснование и реализация новых принципов акционирования и приватизации предприятий оборонного комплекса, предусматривающих следующие возможные схемы приватизации:
фискально-инвестиционную (предприятия продаются в соответствии с действующим законодательством);
выкуп в рассрочку с предпродажной подготовкой;
земельно-инвестиционную;
выпуск ценных бумаг (инвестиционно-приватизационный заем).
Предлагаемый механизм приватизации позволит сделать этот процесс управляемым со стороны государства.
3.2. Поиск путей рационального взаимодействия финансового и промышленного капиталов в рамках финансово-промышленных групп, задачами которых являются:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития отечественной экономики;
обеспечение финансовыми ресурсами НИОКР и ускорение научно-технического прогресса;
совершенствование конкурентоспособности продукции отечественных производителей и на этой основе повышение их экспортного потенциала;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии предприятий оборонного комплекса;
формирование оптимальных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.


Финансово-промышленные группы оборонного комплекса позволят решить задачи долгосрочного планирования, снизить издержки в производстве, повысить управляемость предприятиями оборонного комплекса и их инвестиционную привлекательность.
3.3. Развитие лизинговых отношений как формы инвестирования, достоинствами которой являются:
доступность приобретения эффективного, производительного и соответственно дорогостоящего оборудования для всех предприятий, независимо от их размеров и форм собственности без первоначальных капитальных вложений;
высокая гибкость, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке оборудования;
широкий спектр услуг и возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, что обеспечивает эффективную адаптацию объектов лизинга потребностям лизингополучателя;
фиксированные лизинговые платежи способствуют стабильности финансовых планов лизингополучателя и частично снижают последствия инфляционных процессов;
многочисленные налоговые преимущества.
3.4. Осуществление военно-гражданской интеграции в целях:
создания единой технологической базы страны, позволяющей в заданные сроки и минимальными затратами осуществлять переход с выпуска оборонной продукции на гражданскую и наоборот;


эффективного использования инвестиций в предприятия ОК и промышленности, реализации технологических нововведений и освоения новых видов продукции при производстве товаров народного потребления, не уступающих уровню мировых стандартов, укрепления и расширения экспортно-импортного потенциала страны;
обеспечения структурной и технологической сбалансированности экономики страны с учетом региональных, государственных и международных аспектов;
организации делового сотрудничества предприятий оборонного и гражданского комплексов в вопросах повышения качества и конкурентоспособности их продукции и услуг при дефиците инвестиций.
3.5. Повышение роли государственного регулирования инвестиционного процесса административными и экономическими методами, что позволит решить следующие задачи:
разработка и утверждение правовых основ функционирования рыночной экономики;
введение эффективной для отечественных товаропроизводителей системы налогообложения, кредитной и инвестиционной политики;
регулирование внешнеэкономических отношений;
установление приоритетов и поддержка тех предприятий, деятельность которых наиболее значима для экономического развития страны;
обеспечение здоровой конкуренции, развития предпринимательства и демонополизации;
защита внутреннего рынка, стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;
стимулирование эффективной интеграции финансового капитала и промышленных предприятий (формирование ФПГ);
коррекция курса рыночных преобразований, которые сами по себе не могут обеспечить социальную справедливость;
осуществление практических мер по обеспечению Вооруженных Сил РФ современными образцами вооружения и военной техники.
4. Разработан методический подход к планированию реализации и оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, предусматривающий основные положения их планирования реализации и реализацию, обоснование, выбор и оценку показателей экономической эффективности проекта, анализ финансово-экономического состояния предприятия-автора инвестиционного проекта:
4.1. Предлагаемая структура инвестиционного проекта должна содержать:
сопоставительный анализ альтернативных технических и организационных решений, преимущество предлагаемого проекта в данной области применения, возможности расширения области использования и др.;
рассмотрение зарубежных аналогов и сопоставление их комплексных критериев;
закрепление права интеллектуального собственника с указанием реквизитов патента зарубежной страны или России;
коммерческий прогноз, позволяющий определить рынок продукции (технологии), выпускаемой по данному проекту;
эффективность проекта с учетом прибыли, получаемой в результате реализации проекта (поэтапное получение выгод);
анализ различных форм инвестирования и выбор наиболее оптимальной с точки зрения наличия производственных фондов и их состояния.
4.2. В качестве показателей оценки экономической эффективности рекомендуется использовать: чистый приведенный доход, внутреннюю норму доходности, срок окупаемости инвестиций, рентабельность проекта и точку безубыточности. Для их расчета в качестве базового момента приведения разновременных платежей целесообразно брать дату начала реализации инвестиционного проекта.

При оценке экономической эффективности инвестиционных проектов необходимо учитывать возможность экономических рисков - коммерческого, финансового, производственного, инвестиционного, рыночного.
4.3. Для оценки финансово-экономического состояния и производственной деятельности предприятия-автора инвестиционного проекта целесообразно осуществлять на основе метода системного анализа, предусматривающего: анализ процессов производства и реализации продукции, анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы, анализ основных производственных фондов, анализ технического уровня производства, анализ себестоимости продукции, анализ оборотных средств, анализ прибыли и рентабельности.
Кроме того, в диссертации получены следующие практически важные результаты:
1. На основе анализа состояния процесса инвестирования экономики и оборонного комплекса выявлены основные источники инвестиций и определено значение каждого.
2. Рассмотрены возможные схемы управления финансово-промышленными группами в современных условиях.
3. Определены основные характеристики лизинга, которые дают возможность использовать его как одну из форм инвестиций.
Практическая реализация основных положений диссертации, по мнению автора, будет способствовать совершенствованию инвестиционной деятельности в оборонном комплексе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Абалкин Л. Долговая экономика. Независимая газета от 8.10.1996.
  2. Агеев Б. “Faux frais” военной реформы. Деловой партнер №11, 1997.
  3. Аксенов В.С. Проблемы институциональной политики в оборонно-промышленном комплексе России в рыночной экономике. М., Издательство МО РФ, 1996.


Содержание раздела