В соответствии с российским законодательством экспортно-импортные операции должны производиться только через коммерческие банки, имеющие генеральную лицензию на проведение банковских операций. Тем самым государство в рамках внешнеэкономической деятельности принимает на себя определенные страхующие функции, которые защищают не только государство от незаконного вывоза средств из страны, но и коммерческие банки.
Надо отметить, что если в период начала экономических реформ внешняя торговля России развивалась исходя из ее либерализации и постепенного сокращения валютных ограничений, то в современных условиях приоритеты в валютной политике меняются. На смену более льготному режиму внешнеэкономической деятельности приходит режим жесткого административного регулирования внешней торговли. Адекватный валютный контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономическими операциями призван в максимальной степени смягчить последствия существенной девальвации российского рубля.
Проводимая в условиях жесточайшего финансового и валютного кризисов политика множественности валютных курсов направлена на ограничение операций участников валютных сделок.
Во-первых, валютные ограничения касаются операций по реализации на ММВБ в рамках первой торговой сессии экспортерами валютной выручки по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ по результатам специальных торгов предыдущего дня. Для всех остальных участников валютного рынка будет проводиться вторая торговая сессия, на которой курс будет устанавливаться под влиянием спроса и предложения.
Такая мера обеспечивает дополнительное изъятие дохода экспортера от девальвации рубля неналоговым путем. Приобретая валюту в рамках первой сессии, экспортеры будут вынуждены оплатить не только разницу между курсом спроса и предложения. Ограничения приобретения долларов на первой сессии будут заставлять экспортеров участвовать во второй сессии в системе электронных торгов на ММВБ, где курс будет выше.
Во-вторых, валютные ограничения коснулись и коммерческих банков в части проведения конверсионных операций против российских рублей. В конце каждого дня банк должен продавать валюты на рынке не меньше, чем купил. Таким образом, будут сдерживаться спекулятивные операции коммерческих банков с валютными ценностями.
В третьих, валюту, приобретенную банками под исполнение импортных контрактов, предлагается использовать в течение не более 7 дней. Если иностранная валюта на импортных счетах окажется не использованной за этот период, то она будет автоматически продана на торгах ММВБ. С помощью этой меры государство намерено бороться с фиктивными импортными контрактами и закупкой банками валюты впрок.
Введена 75%- я продажа предприятиями-экспортерами валютной выручки.
Таким образом, Центральный банк РФ и Правительство РФ последовательно устанавливают контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономическими операциями.
Конечной целью перехода к административному регулированию валютного рынка является необходимость избежать дефорта по долгам Лондонскому и Парижскому клубам кредиторов, так как отказ от этих обязательств означает для страны юридическое оформление ее банкротства.
Вместе с тем у валютного администрирования имеется существенный недостаток его нельзя применять длительное время. Выкачивание валюты из экспортеров и импортеров в долгосрочной перспективе может привести к потере эффективности внешнеэкономических операций, сжатию этого рынка и, как следствие, к потере последних источников валюты для казны.
5.7. Банковские услуги во внешней торговле
Банковские услуги во внешней торговле могут быть классифицированы следующим образом:
а) при обмене товарами:
получение и предоставление банковской информации;
публикация полученной информации;
предоставление гарантий;
открытие документарных аккредитивов;
взыскание платежей по поставкам товаров (документарное инкассо);
получение акцептов, дисконтирование и предъявление векселей;
фьючерсные валютные сделки;
осуществление расчетов;
Выделяют также документы международных организаций, например, Единые принципы и правила работы с документарными аккредитивами, Международной торговой палаты в Париже и др.
Экономические, юридические, языковые и политические проблемы, связанные с удаленностью внешнеторговых партнеров друг от друга, обусловливают значительное количество рисков при осуществлении внешнеторговых операций, страхование от которых производится в зависимости от вида и размера внешнеторговой сделки.
В целом риски подразделяются на политические и экономические.
Задачей фирм, действующих в области внешней торговли, является, следовательно, принятие в рамках соответствующей политики управления рисками таких мер, которые бы либо уменьшили риски по каждой отдельной торговой сделке, либо переложили их на контрагентов, либо позволили учесть их при формировании собственных финансовых резервов.
Возможными мерами по страхованию от рисков являются, в частности, следующие:
заключение четких контрактов между торговыми партнерами с использованием международной формы торговых условий, установленных Международной торговой палатой (Инкотермс);
согласование принятых в международной практике условий платежа;
страхование поставок и платежей путем использования принятых в международной практике внешнеторговых документов;
привлечение имеющих международную репутацию кредитных институтов;
заключение сделок, обеспечивающих страхование на случай возможных потерь от колебаний курсов (фьючерсные сделки);
заключение сделок по страхованию экспортных кредитов.
Технические предпосылки. Для осуществления внешнеторговых операций должны быть созданы необходимые технические предпосылки. К ним относятся: установление корреспондентских соглашений между банками; обмен контрольными документами; обмен информацией с помощью международной системы СВИФТ.
Корреспондентские отношения между банками при проведении внешнеэкономических операций могут быть двух видов (см. 5.1).