Группа F (основная транспортировка оплачивается покупателем).


СВИФТ представляет собой систему передачи сообщений по международным банковским операциям. В системе СВИФТ текст сообщения не изменяется, обработка данных и сальдирование операций между подключенными к системе банками не производится. Таким образом, сохраняется необходимость во взаимном ведении счетов банками-участниками.
Система работает на электронной базе в режиме «он-лайн» и связана со многими странами мира, в которые могут быть быстро посланы сообщения. В каждой из этих стран находятся национальные центры, которые собирают все сообщения подключенных к системе банков и переправляют их банкам-получателям через операционные центры в Зетервуде близ Амстердама и в Кальпепере в американском штате Вирджиния.
Задача системы СВИФТ состоит в быстрой передаче стандартизованных сообщений следующего типа:
выписок из счетов;
сообщений о закупках денежных средств с целью покрытия собственных обязательств;
чековых авизо;
платежных поручений;
сообщений по документарным инкассовым и аккредитивным операциям;
сообщений по сделкам на рынке краткосрочных капиталов и по валютным операциям;
сообщений общесистемного характера (например, сообщений по вопросам безопасности работы системы и предупредительных сообщений (см. 5.2).



Условия поставки. Важной составляющей внешнеторговых сделок являются условия поставки, которые деловые партнеры должны отразить в контракте. Эти условия регулируют, главным образом, права и обязанности сторон в связи с поставкой товара. Прежде всего устанавливается порядок доставки товара продавцом и его приемки покупателем, переход риска (случайной гибели товара) от продавца к покупателю.

Кроме того, в условиях поставки оговаривают распределение затрат и обязанностей между продавцом и покупателем.
Поскольку различные пункты контрактов формулировались в зависимости от торговых обычаев или законодательства той или иной страны, возникли их различные трактовки, которые часто приводили к недоразумениям и осложняли международную торговлю. Международная торговая палата в Париже составила единые условия поставки (Инкотермс), что позволило при заключении контрактов на базе Инкотермс обеспечить единообразную трактовку условий контрактов (см. табл. 5.5 и 5.6).
Таблица 5.5
Основные условия Инкотермс (сокращенный вариант)



Таблица 5.6
Права и обязанности по Инкотермс





Источник: Кестен, Бергманнкрр и др. Бетрибслере. С. 521.

В базисных условиях поставки выделяют несколько групп:
группа Е (условия приемки);
группа F (основная транспортировка оплачивается покупателем);
группа С (основная транспортировка оплачивается продавцом);
группа D (условия доставки).
Рассмотрим показатели каждой из групп.
Гpynna E (условия приемки). «Франко-завод» (EXW) в обозначенном месте означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своей территории (обозначенное в контракте место поставки) в согласованный срок. В обозначенном в контракте месте происходит также переход рисков с продавца на покупателя.
Группа F (основная транспортировка оплачивается покупателем). «Франко-транспортная компания» (FCA) в обозначенном месте означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал названной покупателем транспортной компании свободный для вывоза товар в обозначенном в контракте месте. Риски переходят с продавца на покупателя в момент передачи в обозначенном месте.
«Свободно вдоль борта судна» (FAS) в обозначенном в контракте порту отгрузки означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он поставил товар на причал обозначенного в контракте порта погрузки и расположил его вдоль борта судна. Покупатель должен произвести таможенную очистку товара для его вывоза.
Риски переходят с продавца на покупателя с момента поставки товара вдоль борта судна.
«Свободно на бopmy» (FOB) в обозначенном в контракте порту погрузки означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар перешел через поручни судна в обозначенном порту погрузки. Начиная с этого момента покупатель несет все расходы и риски гибели или порчи товара. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза.


Группа С (основная транспортировка продавцам). «Стоимость и фрахт» (СЕR) до обозначенного в контракте порта назначения означает, что продавец обязан за свой счет обеспечить фрахт для транспортировки товара в обозначенный порт назначения. Он должен также произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через поручни судна в порту погрузки.
«Стоимость, страхование, фрахт» (CIF) до обозначенного в контракте порта назначения означает, что на продавца возлагаются те же обязательства, что и на условиях «Стоимость и фрахт». Однако продавец должен дополнительно застраховать перевозку морским путем от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки, который несет покупатель, и оплатить страховой полис. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза.

Риски переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через поручни судна в порту погрузки.
«Франко-фрахт» (СРТ) до обозначенного .в контракте места назначения означает, что продавец несет расходы по фрахту до транспортировки товара до обозначенного места назначения. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента передачи транспортной компании.
«За перевозку и страхование уплачено» до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец в дополнение к СРТ должен застраховать перевозку от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки, который несет покупатель, и оплатить страховой полис. Продавец должен произвести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента передачи транспортной компании.
Группа D (условия доставки). «Свободно на границе» (DAF) в обозначенном в контракте месте означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда прошедший таможенную очистку для вывоза товар был передан в обозначенном месте обозначенного в контракте пограничного пункта. С передачей товара риски переходят от продавца к покупателю.
«Франко-судно» (DES) означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для ввоза, был передан покупателю на борту судна в обозначенном порту, назначения. С передачей товара риски переходят от продавца к покупателю.
«Франко-причал» с оплаченной пошлиной» (DEQ) до обозначенного в контракте порта назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал покупателю прошедший таможенную очистку для ввоза товар на причале в обозначенном порту назначения. В этом месте риски переходят от продавца к покупателю.
«Поставлено без оплаты пошлины» (DDU) до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он передал покупателю товар в обозначенном месте в стране импортера. В этом месте риски переходят от продавца к покупателю. Расходы по оплате пошлин и сборов на импорт несет покупатель.
«Поставлено с оплатой пошлины» (DDP) до обозначенного в контракте места назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда передал покупателю товар в обозначенном месте в стране импортера. В дополнение к DDU несет расходы по оплате пошлин и сборов на импорт. С момента передачи риски переходят от продавца к покупателю (см. табл.

5.7).
Таблица 5.7
Расходы и риски


Источник: Грилль/Пречински. Виртвафтслере дес Кредитвезенс. С. 551.

Условия платежа. Наряду с ценой товара и условиями поставки условия платежа (также влияющие на цену) являются важнейшим пунктом, который должен быть согласован деловыми партнерами для осуществления сделки.
Экспортер стремится гарантировать оплату товара импортером. Он заинтересован согласовать такие условия платежа, которые бы оставляли за ним право распоряжаться товаром в случае невыполнения импортером платежных обязательств.
Конкурентная борьба редко позволяет настоять на таких условиях. В любом случае следует внимательно проверить намерения партнера относительно выполнения платежных обязательств. Что касается финансирования сделки, то экспортер также заинтересован добиться максимально быстрого поступления платежа.

Чем меньше он затрачивает средств на обеспечение финансирования, тем ниже цена, по которой он может предложить свой товар на международном рынке. Кроме того, его кредитная линия высвобождается для финансирования новых сделок.
В свою очередь импортер заинтересован в том, чтобы по возможности затянуть оплату товара. Он пытается согласовать такие условия платежа, которые позволили бы ему осуществить оплату товара за счет его перепродажи. Если ему не удается добиться значительной отсрочки платежа, он старается заключить контракт как минимум на таких условиях, которые бы не требовали привлечения финансовых ресурсов на слишком долгий срок.



Содержание раздела