Ордерные коносаменты должны иметь бланковую передаточную надпись грузоотправителя. В этом случае целесообразно указать в адресной пометке адрес грузоотправителя. Рекомендуется выписывать «чистые» коносаменты, т.е. они не должны содержать оговорок или сведений, которые характеризовали бы состояние товара или упаковки как недоброкачественное.
При аккредитивных платежах банки не принимают отгрузочные документы, содержащие такие оговорки, если они специально не предусмотрены условиями аккредитива. Изменения или дополнения к аккредитиву заверяются подписью или инициалами фрахтовщика (см. 5.6).
Грузоотправитель утрачивает право распоряжаться товаром с того момента, как грузополучатель принял дубликатную накладную (при использовании железнодорожной накладной четвертый экземпляр накладной в виде машинописной копии передается грузоотправителю; при использовании авиационной накладной третий оригинал накладной) или ему был передан товар.
Для грузоперевозок воздушным транспортом авиакомпании выписывают единую накладную. Она заполняется в трех подлинных экземплярах с произвольным количеством копий. Первый оригинал остается у авиакомпании, второй следует за товарами и предназначен для грузополучателя, а третий подписывается авиакомпанией и после приемки товара передается грузоотправителю.
Третий оригинал удостоверяет передачу означенного авиационного груза на отправку указанному в авианакладной грузополучателю.
Как и при использовании дубликатной накладной, грузоотправитель имеет право в последующем восстановить свое право распоряжаться грузом в пункте отгрузки или назначения, т.е. он может распоряжаться товаром, если получит третий оригинал, а товар еще не будет передан грузополучателю. Для получения товара экземпляр авианакладной грузополучателю не нужен (см. 5.7).
5.8 а, в).
Грузополучатель получает посылку без предъявления почтовой квитанции. Если товар отправляется авиапочтой, то соответствующим документом является авиапочтовая квитанция.
Страховые документы. Страховой полис является документом, которым страховая компания удостоверяет заключение страхового договора. В страховом полисе отражается размер и характер страховой защиты.
При страховании перевозок различают разовый и генеральный полис.
Разовый полис выдается на одну транспортировку, тогда как генеральный представляет собой долгосрочный страховой договор, по которому обеспечивается постоянная страховая защита. При наличии генерального полиса его владелец может запрашивать документы на отдельные грузоперевозки, называемые страховыми сертификатами. И полисы и сертификаты в большинстве случаев выписываются как документы на предъявителя, реже как ордерные документы.
Обычно страховые документы оформляются в двух или трех экземплярах и имеют соответствующие отличительные признаки. В случае нанесения ущерба оплата производится по предъявлении одного экземпляра. Поэтому в страховых полисах и сертификатах имеется запись о том, что после выплаты страхового возмещения по одному из экземпляров остальные теряют силу.
Товарные и таможенные документы. Счет фактура. Товарный счет или счет-фактура выписывается на бланке счета экспортера и содержит, как правило, следующие сведения:
наименование и адрес экспортера;
наименование и адрес импортера;
номер и дату счета;
количество, вид и маркировку, а также вес и в некоторых случаях массу;
точное наименование товара;
поштучную и суммарную цену, а также дополнительные затраты;
условия платежа и поставки;
вид и маршрут перевозки;
название судна, номер вагона и т.п.
Поскольку счет-фактура часто требуется в стране импортера для различных административных процедур, он должен оформляться в строгом соответствии с принятым в этой стране порядком. Своевременное получение информации об этих требованиях в торговых палатах, консульствах и других компетентных учреждениях избавит экспортера от ненужных проблем. Счет-фактура должен быть подписан продавцом.
Консульская фактура оформляется экспортером на принятом в стране импортера бланке и легализуется консульством его страны. Консульство удостоверяет соответствие проставленной в счете стоимости товара ее торговой стоимости в стране экспортера, что необходимо, в частности, для правильного расчета таможенной пошлины.
Таможенный счет в целом похож на консульскую фактуру. В то же время его легализация консульством не требуется. Тем не менее часто необходимо заверить подпись экспортера на счете свидетелем.
Таможенные фактуры используются прежде всего при экспорте в страны ЕС, а также в США. В этих странах они называются специальный таможенный счет.
Свидетельство о происхождении товара. Этим документом уполномоченный орган удостоверяет и заверяет происхождение товара. Свидетельство о происхождении импортного товара должно быть выдано административным или другим уполномоченным органом страны экспортера. Единая международная форма свидетельства происхождения товара не выработана (см.
5.9).
Таким образом, штурманская расписка свидетельствует лишь о праве затребовать у фрахтовщика выдачу коносамента.
Товароскладочная квитанция. При складировании товаров владелец склада выдает либо складскую квитанцию, либо товароскладочную квитанцию. Складская квитанция это простое подтверждение приема товаров, а товароскладочная содержит, кроме того, обязательство выдать складируемый товар по ее предъявлении.
Товароскладочные квитанции являются товарными ценными бумагами. На практике используются именные или ордерные товароскладочные квитанции. Выдача ордерных товароскладочных квитанций может производиться только уполномоченными государством складами.
Недокументарные формы платежа во внешней торговле. Предлагаемые пояснения по системе расчетов во внешней торговле ориентируются прежде всего на международные стандарты.