Показатели роли сферы услуг в экономике


Таблица 6.2
Показатели роли сферы услуг в экономике

Страны

Доля сектора услуг в ВНП
Доля занятых в сфере услуг
частные услуги
темп роста
государ-ственные услуги
темп роста
частные услуги


темп роста
государ-ственные услуги
темп роста
Великобритания
43

14

47

22

США
58
3,2
13
1,2
59
2,6
48
0,9
Франция
49
3,5
13
2,3
48
2,6
19
0,9
ФРГ
47
4,9
12
4,7
41
0,4
16
2,2
Япони
56
4,5
9
3,8
55
2,4
7
1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. М., 1990. С. 13.

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.
Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.
Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.

6.2. Структура рынка услуг
Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги.

В СНС* услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
* СНС система национальных счетов.

В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).
По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:
1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.
2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование учеба в зарубежных университетах, колледжах.
3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.
4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.


Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным услугам, четвертой к не факторным. В Российской Федерации соотношение между ними характеризуется следующим образом (см. табл. 6.3).
Таблица 6.3
Сальдо баланса по факторным и не факторным услугам, млрд руб.

Услуги
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
Не факторные услуги
-1,4

-6,7

-9,5

-5,7

-5,7

Факторные услуги
-2,3

-1,8

-3,4

-5,7

-8,4

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. №90.

В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.
Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

6.2.1. Международный туризм


По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм. Международный туризм это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% на Америку, 15% на остальные регионы (1990 г.).

За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и, по прогнозам, к 2000 г. их число превысит 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,55% в год.
Такой рост связан с воздействием основных факторов, влияющих на развитие туризма. Их можно подразделить на экономические и социальные. К этим факторам прежде всего относят рост личных доходов граждан выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей, техническое совершенствование средств транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов урбанизации приводит к расширению туризма формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги.

Не малую роль играет тенденция к дроблению отпуска, в результате чего сроки туризма сокращаются, но растет количество поездок. К субъективным причинам роста туризма относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем.
Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы.
Международный туризм эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валютных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода положительное сальдо по текущим операциям на 7080% формировалось за счет вклада от международного туризма.

Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.
Доходы от международного туризма постоянно возрастают. Если в 1990 г. они составили 255 006 млн долл., причем наибольшие доходы получили США (40 579 млн долл.), то уже в 1998 г. 495 млн долл. (доходы США 120 млн долл.), а к 2020 г. ожидаются 2 млрд долл. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается.

Наибольшее положительное сальдо имеют Испания (+14 339 млн долл.); Франция, Австрия, Италия, наиболее отрицательное сальдо Япония, Германия.



Содержание раздела