Таблица 6.2
Показатели роли сферы услуг в экономике
Страны |
Доля сектора услуг в ВНП |
Доля занятых в сфере услуг |
||||||
частные услуги |
темп роста |
государ-ственные услуги |
темп роста |
частные услуги |
темп роста |
государ-ственные услуги |
темп роста |
|
Великобритания |
43 |
14 |
47 |
22 |
||||
США |
58 |
3,2 |
13 |
1,2 |
59 |
2,6 |
48 |
0,9 |
Франция |
49 |
3,5 |
13 |
2,3 |
48 |
2,6 |
19 |
0,9 |
ФРГ |
47 |
4,9 |
12 |
4,7 |
41 |
0,4 |
16 |
2,2 |
Япони |
56 |
4,5 |
9 |
3,8 |
55 |
2,4 |
7 |
1,1 |
Источник: Услуги в системе мировой торговли. М., 1990. С. 13.
Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.
Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.
Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.
6.2. Структура рынка услуг
Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги.
В СНС* услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
* СНС система национальных счетов.
В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).
По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:
1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.
2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование учеба в зарубежных университетах, колледжах.
3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.
4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.
Услуги |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Не факторные услуги |
-1,4 |
-6,7 |
-9,5 |
-5,7 |
-5,7 |
Факторные услуги |
-2,3 |
-1,8 |
-3,4 |
-5,7 |
-8,4 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. №90.
В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.
Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм. Международный туризм это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% на Америку, 15% на остальные регионы (1990 г.).
За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и, по прогнозам, к 2000 г. их число превысит 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,55% в год.
Такой рост связан с воздействием основных факторов, влияющих на развитие туризма. Их можно подразделить на экономические и социальные. К этим факторам прежде всего относят рост личных доходов граждан выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей, техническое совершенствование средств транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов урбанизации приводит к расширению туризма формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги.
Не малую роль играет тенденция к дроблению отпуска, в результате чего сроки туризма сокращаются, но растет количество поездок. К субъективным причинам роста туризма относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем.
Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы.
Международный туризм эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валютных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода положительное сальдо по текущим операциям на 7080% формировалось за счет вклада от международного туризма.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.
Доходы от международного туризма постоянно возрастают. Если в 1990 г. они составили 255 006 млн долл., причем наибольшие доходы получили США (40 579 млн долл.), то уже в 1998 г. 495 млн долл. (доходы США 120 млн долл.), а к 2020 г. ожидаются 2 млрд долл. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается.
Наибольшее положительное сальдо имеют Испания (+14 339 млн долл.); Франция, Австрия, Италия, наиболее отрицательное сальдо Япония, Германия.