Положение инжиниринговых компаний ЕС в 1994 г.
Страны |
Число компаний |
Число занятых |
Оборот, млн ЭКЮ |
Доля экспорта |
Среднее число занятых на компанию |
Оборот на одного занятого, ЭКЮ |
|
в обороте, % |
|||||||
ЕС ФРГ Австрия Франция Великобритания Италия |
8 077 3 640 1 325 895 673 184 |
172 283 46 000 47 300 23 533 37 096 18 000 |
14 716 6 350 2 257 2 109 1 060 |
700 511 742 600 |
25 35 57 |
21 13 4 26 55 98 |
85 418 38 043 95 900 56 852 58 889 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 10.
Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:
услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;
услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.
В связи с этим возможно условное деление рынка инжиниринговых услуг на рынок инженерно-консультационных услуг и рынок инженерно-строительных услуг. Значительная часть инженерно-консультационных услуг приходится на Великобританию, несколько меньшее значение этот рынок имеет для ФРГ, Дании, Франции и Италии. Фирмы ведущих стран (ФРГ, Великобритания, Италия, Франция) уже с начала 80-х гг. в ббльшей степени начинают ориентироваться на экспорт услуг за пределы Европейского союза (см. табл.
6.8).
Таблица 6.8
Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ЕС
Показатели |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
Продажа всего, млн ЭКЮ |
13 400 |
14 500 |
12 750 |
14 716 |
на внутреннем рынке |
9 800 |
11 000 |
9 450 |
11 576 |
экспорт |
3 600 |
3 500 |
3 300 |
3 140 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 10.
В 1994 г. Европейская федеральная ассоциация инженерно-консультационных компаний объединила 23 национальные ассоциации из 17 стран. В нее входят 8,5 тыс. компаний. На ее долю приходится 40% объема инжиниринговых услуг в Европе.
Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг сохраняют американские и японские подрядные компании по объему полученных заказов. Третье место удерживает Франция. По предварительной оценке, объем новых контрактов 225 ведущих подрядных фирм на зарубежных рынках составил в 1997 г. около 157 млрд долл. (рост по сравнению с 1996 г. на 5%).
Важнейшим продолжает оставаться рынок Азиатско-тихоокеанского региона как регион импорта услуг, хотя конец 1997 г. осложнил положение на этом рынке. Так, уже в 1998 г. в Таиланде были «заморожены» проекты на сумму 12 млрд долл., в Индонезии 160 проектов общей стоимостью 30 млрд долл. В то же время валютно-финансовый кризис почти не затронул объекты нефтепереработки и нефтехимии.
Динамично развивается и рынок Китая, хотя масштабы его деятельности мало сопоставимы с потенциалами рынка.
Рынок стран Среднего Востока в 1997 г. был более благополучен для международных контрактов. На рынках же стран Европы приток заказов уменьшился. На российском рынке было отмечено более активное привлечение международных контрактов.
В то же время в 1997 г. на мировом рынке было заметно явное усиление чисто ценовых факторов конкуренции за счет технологических, о чем свидетельствует успех Южно-Корейского рынка. (Правда, нужно отметить, что в ближайшей перспективе положение на этом рынке будет характеризоваться снижением спроса.)
Дальнейшее обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений в отраслях, где инвестиционные проекты всегда считались прерогативой государства, побуждает наиболее крупных контракторов все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности. В 1997 г. был отмечен рост числа и масштабов контрактов с участием зарубежных фирм, заключенных на условиях «build-operative-transfer».
В традиционном секторе мирового рынка объектов капитального строительства, включающем чисто подрядные отношения экспортера с заказчиком, наличие достаточно большого числа крупных и долгосрочных проектов требует значительных ресурсов. А это ведет к росту удельного веса контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм или консорциума за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования.
Страны |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997г. |
Средний Восток |
28,2 |
26,8 |
18,2 |
16,7 |
17,1 |
19,7 |
Африка |
14,5 |
14,2 |
12,1 |
12,9 |
13,2 |
14,3 |
Латинская Америка |
13,7 |
12,5 |
9,5 |
10,1 |
10,2 |
11,3 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
42,6 |
51,5 |
42,5 |
49,3 |
50,9 |
53,8 |
США и Канада |
13,1 |
16,5 |
15,8 |
16,9 |
19,1 |
19,6 |
Европа |
34,4 |
33,7 |
28,4 |
34,6 |
38,6 |
38,2 |
ВСЕГО |
146,5 |
155,2 |
126,6 |
140,5 |
149,1 |
156,9 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 23.
Рынок инжиниринговых услуг, являясь составной частью рынка международных услуг, имеет явно выраженную тенденцию к динамизму и расширению. И об этом свидетельствуют не только приведенные цифры, но и возрастающий спрос на данные услуги.
Консалтинг это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности.
Специфика торговли консалтинговыми услугами состоит том, что экспорт может осуществляться лишь путем временного перемещения в страну-импортер самого производства данной услуги (консультации, эксплуатация). Это обусловлено не новизной данной формы внешнеэкономической деятельности, а лишь множественными свойствами указанного вида услуг, момент потребления которых совпадает с моментом их производства и реализации.
В состав консалтинговых услуг входит:
непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами и фирмой в целом;
оказание помощи в организационной деятельности хозяйственного объекта;
формирование имиджа компании.
В данном случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчику программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж составляет более 25% от общего экспорта консалтинговых услуг.
Кроме того, можно выделить и такие специализированные консалтинговые услуги, как создание компьютеризованных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программы подготовки руководящих кадров, осуществление юридических и налоговых услуг. Налоговый консалтинг составляет заметную часть дохода аудиторско-консалтинговых сетей.
В некоторых случаях маркетинговые консультанты берут на себя функции посредников, что характерно в основном для мелких фирм. Так, японская фирма «Конусай Буже» заключила с рядом консультационных фирм Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и США соглашение о сотрудничестве в продвижении на японский рынок их товаров. Стоимость обслуживания составила примерно 2,5 тыс. долл. в месяц.
Рынок консалтинговых услуг один из самых динамичных. В настоящий момент с консультантами сотрудничают 80% всех крупных американских компаний. Подавляющее большинство из ведущих консалтинговых фирм американские.
Главным продавцом на рынке консалтинговых услуг выступает частный сектор, в том числе малый бизнес, хотя его роль в последние годы снижается. В США этот рынок полностью монополизирован и поставлен на индустриальную основу. Возглавляет список ведущих консалтинговых фирм США «Маккинси», которая имеет свои филиалы практически во всех странах. Японский рынок услуг несколько отличается от американского.
Он децентрализован и представлен тремя видами фирм: фирмами, занимающимися прежде всего персоналом и производством; фирмами, оказывающими помощь в разработке стратегии для предприятий (около 75% всех услуг); и так называемыми «мозговыми центрами». В Западной Европе американская «индустриальная» модель сочетается с консультациями отдельных специалистов, способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако, как уже отмечалось, индивидуальное консультирование утрачивает постепенно свои позиции.