Подобное упражнение заставляет игроков вообразить, что было бы, будь они X, Y или Z. Оно развивает в них восприимчивость ко всей совокупности нужд их клиентов (Cooper, 1972). В тренинге менеджмента ролевую игру можно также использовать для развития навыков межличностного общения в вопросах, связанных с групповой динамикой и принятием решений. Есть много групповых упражнений, которые требуют от участников принятия решений или достижения консенсуса с помощью разыгрывания ролей ключевых фигур. Кроме того, эти упражнения на развитие группы можно использовать и в других ситуациях, когда люди должны научиться работать в команде. Примерами могут быть научно-исследовательские или проектные группы, а также педагогические коллективы.
Это сфера, где ролевая игра может быть полезна даже естественным наукам или техническим дисциплинам.
Последней специфической областью является переговорный процесс. В условиях круглого стола можно исследовать баланс ресурсов в странах третьего мира, проблемы международной торговли, философские дилеммы или (разумеется) сами навыки ведения переговоров с позиций либо продавца, либо профсоюзного деятеля, либо менеджера.
Ролевые игры широко практикуются в тренинге менеджмента, так как они позволяют инструктору работать с человеческим фактором в организации. Может возникнуть и возникает множество проблем, касающихся разных сфер, а именно:
Можно видеть, что эти темы легко встраиваются в сценарии ролевых игр.
Возрастные группы
Технику ролевой игры можно использовать в работе с участниками самого разного возраста. Пятилетние дети естественным образом используют ее как часть своих игр, а после можно спокойно перенести ее в учебный класс. Автор прибегал к игре в работе с людьми старше 60 из местного интерната и с консультантами по тренингу всех возрастов.
В каждой возрастной группе приходится преодолевать свои трудности.
Единственной проблемой, возникающей при работе с очень маленькими детьми, является отсутствие у них жизненного опыта. Это значит, что выбор аналогий и выводов невелик. Широта и глубина опыта будут влиять на объем знаний, вынесенных из ролевой игры.
2-2060
То же самое препятствие наверняка сохранится в следующей группе с участниками в возрасте около 10-14 лет. Преодолеть его в этом случае можно с помощью более тщательной процедуры дебрифинга. Возможно, что во время самой ролевой игры наставнику придется охлаждать пыл игроков, но вряд ли можно отнести это к минусам техники - скорее, к ее плюсам.
Дебрифингу в данной группе могут вредить поспешность и разорванность мышления, и правильнее будет, вероятно, предложить ученикам сделать паузу, подумать и поупражняться в способности к глубокой концентрации внимания. Кроме того, ученикам может быть трудно перейти от эмоциональной включенности в игру к ее объективному анализу.
ПАМЯТКА. Используйте какой-нибудь предмет в качестве символа состояния в и вне игры - так чтобы коробка или кружка, поставленные на стол, означали окончание действия и начало дискуссии.
Наверное, работа с тинэйджерами - самая трудная, но она же и самая благодарная. В этом возрасте типичные признаки смущения написаны на лице, и наставники должны быть готовы к продолжительным упражнениям на разминку, прежде чем уверятся, что застенчивость в значительной степени преодолена. Тинэйджеры хотят видеть смысл в своих действиях, и лучшие ролевые игры для этой группы увязаны с реальными проблемами, которые они могут осознать и отнести к себе. В этой возрастной группе можно провести глубокий и содержательный дебрифинг; единственным ограничением здесь могут выступить способности самой группы и наставника. Одной из вероятных проблем в этой группе (и в группах, которые к ней примыкают) является нежелание заниматься ребячеством.
Ее члены стараются в первую очередь отбросить детские игрушки. Показаны разминка и осторожный, продуманный дебрифинг.
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Дискуссия в среде тинэйджеров может колебаться от доводов личного и случайного характера до глобальных обобщений. Требуйте доказательств и внимания на общие принципы.
Остается только надеяться, что последних хватит, чтобы увлечь за собой первых, в противном случае наставнику лучше признать себя побежденным, чем заменить упражнение лекцией!
ПАМЯТКА. Покажите участникам, сколь многому в жизни они научились из собственного опыта, а не из лекций и книг.
Невозможно представить и половину проблем, встающих при использовании ролевых игр в работе с пожилыми людьми. Важно учитывать общую замедленность их реакций. Это означает, что нужно потратить чуть больше времени на изложение идеи и, разумеется, еще больше - на подготовку ролей. Естественно, следует избегать сценариев, которые требуют от игроков быстрой реакции. Дебрифинг должен быть тщательно структурирован так, чтобы участники смогли запомнить все, что им нужно.
В связи с этим для записи разных идей весьма могут пригодиться вспомогательные средства типа классной доски или плакатов, и наставник, если этого потребует ситуация, всегда должен быть готов снизить темп занятия. Старость, как и потребность в очках, подкрадывается к нам незаметно.
Хотя это не относится строго к возрасту, уместно сказать здесь несколько слов о применении ролевых игр в работе с неразвитыми или умственно отсталыми людьми. На первый взгляд, в высокой степени вербальная природа ролевой игры (обстоятельство, которое вновь рассматривается в главе 6) настраивает против работы с такими лицами. Но были отмечены четыре причины, по которым ролевая игра оказывается для них более благоприятной, чем другие учебные техники.
Подготовка и усовершенствование наставников
Наряду с тем, что ролевая игра вооружает инструктора или педагога могущественным инструментом, этот инструмент требует гораздо большей сноровки и осторожности, нежели большинство образовательных технологий. Он предъявляет особые требования к чувствительности и восприимчивости наставника, поскольку между последним и учеником идет непрерывная игра, создающая надлежащую обстановку.
Некоторые люди, как это бывает с большинством талантов, рож-
даются с большими способностями к этой технике, нежели другие, но
последние могут улучшить свои способности с помощью правильной
подготовки. Большинство людей в состоянии достаточно неплохо об-
щаться с окружающими и реагировать по ситуации; при правильном
тренинге и совершенствовании они могут очень успешно использо-
вать ролевые игры. В знаниях, которые для этого необходимы, можно
выделить три аспекта.
Методология
Там, где требуется знание методологии, чтение книг вроде той, что лежит перед вами, оказывается поистине крупным шагом в верном направлении.