ПОДСКАЗКА. В главе 7 рассматриваются способы решения проблем, возникающих в классе.
Второй момент связан с точностью и уместностью содержания изучаемого урока и степенью, в которой преподаватель или руководитель тренингом должен контролировать это. Возьмите простой пример: в сценарии описан митинг, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды местной фабрикой. Митинг организовал государственный инспектор, который проводит расследование в связи с планами фабричного руководства ходатайствовать о расширении производства. Этот сценарий может быть разыгран:
Все эти знания можно вынести из одного и того же сценария. Когда все идет хорошо, все счастливы. Но что произойдет, если представить, что в процессе моделирования представители государства заключают сделку с представителями фабрики? Нужно ли учить компромиссу и реалиям промышленной жизни школьников, если они находятся в возрасте, в котором не смогут справиться с полученным знанием?
Или что может случиться, если игроки, играющие общественных правозащитников, увязнут в технических тонкостях оценки загрязнения? Или если эксперты компании потратят массу времени на обсуждение моральной, в отличие от законной, оправданности мер, предпринимаемых против загрязнения?
Конечно, можно наложить на ролевую игру такие ограничения, что участники не смогут слишком сильно отклониться от заданного курса. Однако чем строже ограничения, тем менее эффективной будет ролевая игра. Воздействие заложенных в нее ситуаций повышается силой воображения.
{ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Убедитесь, что у вас есть возможность исправить ошибки, которые могут допустить игроки. Это можно сделать во время дебрифинга или снабдив игроков перечнем данных, к которым можно обращаться во время или после ролевой игры.
Третьим неблагоприятным моментом оказывается проблема ресурсов. Для ролевой игры нужно много времени, места, а иногда - людей. Во-первых, нельзя обойтись без разминки и приучения участников к самой идее ролевой игры. Это особенно касается новичков, но даже опытный практик обычно предпочтет провести кое-какие предварительные упражнения и только потом перейти к ролевой игре как таковой.
Во-вторых, само развитие процесса требует времени; в третьих, нужно успеть обсудить происходившее. Поэтому, если наставник хочет воспользоваться ролевой игрой как частью учебной стратегии, он должен уделить ей достаточное время.
ПАМЯТКА. В условиях производственного тренинга, где время - деньги,
Требования, предъявляемые к полу, выполнить нетрудно, но иногда встает вопрос о размерах помещения или наличии нескольких смежных комнат.
Многие ролевые упражнения легко вести в одиночку. Роль зрителей можно отвести учащимся, им же можно предложить сыграть в ролевой игре вспомогательные роли. Однако бывает, что сложность игры или особые условия ее проведения, которые требуют специальных знаний, вынуждают подключить к ней дополнительный персонал и прибегнуть к помощи извне.
В этих случаях требования ролевой игры неизбежно будут выше, чем у других, более традиционных методов обучения.
ПАМЯТКА. Помощников не обязательно искать исключительно в среде ва-'. ших младших коллег. Желающих помочь можно найти вне класса среди ре- '. '. альных людей - спортсменов, продавцов, менеджеров, канцелярских !
Эту информацию не стоит воспринимать как перечень вещей, которые можно и которые невозможно сделать с помощью ролевой игры. При достаточном воображении почти для каждой области знания можно создать ролевую игру, помогающую, по крайней мере, закрепить усвоенный материал.
Использование ролевых игр наиболее очевидно там, где речь идет в первую очередь о различных аспектах коммуникации. Ролевая игра - высоковербализированная процедура; одно из критических замечаний в ее адрес фактически касается ее чрезмерной зависимости от лингвистических способностей. Она, таким образом, идеально подходит к любой лингвистической деятельности - изучению языков, литературы и тренингу социальных навыков.
В этом случае имеется серьезный стимул к ролевой игре, а языковые и прочие методы коммуникации используются в процессе игры так, что учеба становится неотъемлемой частью задачи. Разыгрывая сцены из повседневной жизни - особенно такие ситуации, в которых задействован новый словарный материал, - ученики получают возможность применять язык в свободной и увлекательной манере. Развитие языковых навыков не обязательно ограничивать иностранными языками; с помощью этой техники можно улучшить и разговорную речь.
ПОДСКАЗКА. Попробуйте разыграть сценку, в которой участвуют люди из разных социальных классов, возрастных групп или культур. Затем проанализируйте, чем пользовались игроки в качестве ключевых особенностей языка.
Что в этом случае считается правильной речью?
Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лчше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам.
Есть ряд предметов, а именно история, социология, литература, искусство, религия и политика, которые отчасти обращаются к образу жизни людей, влиянию, которое оказывают люди друг на друга и на окружающую среду. В этих случаях ролевую игру можно использовать, чтобы обрисовать картину жизни в прошлом или в различных обществах настоящего.
В данном случае акцент делается на воспроизведении картины общества. С помощью более активной формы ролевой игры - такой, как общественный митинг, можно связать факты и цифры воедино и обменяться аргументами по существу разных идей. Подобным же образом можно использовать ролевую игру для демонстрации значимости тех сторон географии, науки и естествознания, которые пагубно влияют на жизнь людей; такое использование является особенно актуальным в условиях растущей озабоченности проблемами окружающей среды.
Чаще всего ролевая игра принимает форму интервью. Из этого можно извлечь прямую пользу на курсах менеджмента, поскольку с ее помощью учеников обучают искусству проводить собеседование, а также на занятиях по профориентации, где кандидаты учатся соответственно подавать себя на этих собеседованиях. Эту технику можно с тем же успехом использовать в тренинге интервьюеров, работающих на телевидении, радио или в прессе, а также с обратной целью - для тренинга их жертв. Кроме того, техника ведения интервью является неотъемлемой частью навыков, необходимых представителям помогающих профессий - в том числе социальным работникам, врачам и психологам.
Вдобавок ролевая игра во многих случаях может помочь этим специалистам проникнуться чувствами людей, с которыми они работают.