Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации. Чтобы помочь ученикам развить навыки межличностного общения, учителя прибегают к практическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации бывают индивидуального характера - консультирование, интервью, услуги и продажи, личные*отношения; а также групповые - комиссии, переговоры, общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Количество учеников, которым удается таким образом помочь, не ограничено - от тех, кто отстает по школьным предметам, до врачей, менеджеров, полицейских и научных сотрудников.
Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек.
Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально. Ее достоинства обсуждались разными авторами, но наиболее полно они, пожалуй, были представлены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox, 1966), в дальнейшем мы будем ссылаться на них.
Преимущества ролевой игры
Преимущества ролевой игры сведены воедино в рисунке 2.1. Хотя список представлен набором разобщенных пунктов, их можно объединить в три основные группы.
Рис. 2.1. Преимущества ролевой игры
Ролевая игра: позитивная и безопасная при работе с установками и чувствами
Во-первых, ролевая игра редставляет установки и чувства способом, являющимся одновременно позитивным и безопасным: позитивным, потому что они признаются законным предметом обсуждения и анализа, а также потому, что сама ролевая игра дает возможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и безопасным, потому что личное поведение ученика не обсуждается - обсуждается поведение ученика, играющего роль. Какой бы тонкой ни была между ними грань, наставники всегда властны сами своим способом вести сессию заверяя учеников, что они ни в коем случае не будут выглядеть глупыми и не будут критиковаться за свои взгляды.
Предположим, что по сценарию необходимо выбрать начальником отдела человека с черной кожей, еврея или женщину. Отбором могут заниматься менеджеры, сотрудники отдела кадров или отборочная комиссия. Не приходится сомневаться, что во время собеседования и отборочных дискуссий будет высказан ряд замечаний по поводу пригодности кандидата. Некоторые мнения будут свободны от предубеждений, но кое-кто обнаружит явные признаки предвзятого отношения. В ролевой игре такого типа участники сумеют время от времени идентифицировать в себе отдельные предрассудки, но в прочих случаях не смогут распознать свое пристрастное отношение.
Во время дебрифинга зрители же могут задать вопрос: Почему вы спросили у нее, кем работает ее муж - разве вы спросили бы мужчину о работе его жены?, или: Понимали ли вы, что просто тешили свое любопытство, когда интересовались организацией ланча?, или: Почему вам пришло в голову спрашивать чернокожего кандидата о его возможных контактах с полицией?
Ролевая игра раскрывает тему одновременно как частное дело и как предмет общих дебатов, но при желании наставники четко разграничивает эти аспекты.
Тесно связана с внешним миром
Другим существенным преимуществом ролевой игры по сравнению с более традиционными методами является ее способность находиться в тесной связи с внешним миром. Коль скоро ролевая игра отражает поведенческие паттерны, которые могут реально понадобиться ученице по окончании курса тренинга, или в которых она будет нуждаться при общении с окружающими, игра позволяет ей приобрести практический опыт и отработать навыки, которые пригодятся ей в будущем. Возможным становится не только попытать свои силы в общении с заказчиком, переговорах с профсоюзным работником, профессиональном собеседовании или ведении собрания, но и повторить этот опыт, все более совершенствуя свои способности.
Практика ролевой игры доводит до сознания ученика тот факт, что некоторые аспекты поведения - такие, например, как развитие хороших отношений с людьми - требуют особого умения в той же степени, что и управление машиной или игра в гольф. Более того, она показывает, что с этими навыками не рождаются и им можно научиться. Ролевая игра требует от учащихся действий, а не пустых разговоров о чем бы то ни было.
Высоко мотивирует участников
Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует учеников и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. При хороших организации и проведении ролевой игры она неизменно нравится участникам, так как они втягиваются в нее и долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие другие знания, которые они приобрели иными способами. Мотивирующий аспект ролевой игры и моделирования является стержневым и отмечается всеми преподавателями, специалистами по тренингу и прочими пользователями.
А если вы сумели мотивировать ученика к учебе, то битва наполовину выиграна.
ПАМЯТКА. Через год или два спросите у учеников, что они помнят из программы тренинга и что из нее пригодилось им по окончании учебы. Используйте эти ответы, чтобы скорректировать вашу программу тренинга.
Недостатки ролевой игры
На рисунке 2.2 представлены потенциальные недостатки ролевой игры. Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории.
Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть серьезным, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.
Рис. 2.2. Недостатки ролевой игры
Тот факт, что многим учащимся нравятся ролевые игры, может расцениваться некоторыми как угроза степенной и серьезной атмосфере учебной аудитории. Опять же, если в ролевой игре представляется историческое событие, где кто-то из участников играет роль бунтовщиков, или разыгрывается борьба между боссами и профсоюзами, то в этих случаях ученики наверняка увлекутся, разгорячатся, и нормальные отношения между преподавателем и учащимся могут смениться естественным нарушением дисциплины.