Эффективное использование ролевых игр в тренинге


В сравнении с тем количеством книг, которые написаны на другие темы, литературы по специальным образовательным технологиям немного. Так происходит, возможно, потому, что сама идея преподавания, передачи знаний, взглядов, навыков и правил поведения представляется чрезвычайно естественной. Мы с удовольствием демонстрируем кому-либо, как сделать то-то и то-то.

Каждому из нас приходилось когда-либо отвечать на чей-то вопрос или делиться идеей или навыком. Поэтому учителем является, в сущности, любой человек.
Передача знаний - часть повседневной жизни; по всей вероятности, она мало изменилась за века, и это свидетельствует о том, что неформальное обучение проводилось еще на заре цивилизации. Однако система официального обучения и тренинга не только охватила большее количество людей (на это, в частности, указывает резкий рост конкурса при поступлении в британские университеты), но вместе с тем неуклонно возрастала и стоимость образования. Неудивительно, что это сопровождалось повышением требований к эффективности процесса передачи знаний, навыков и взглядов.
На протяжении многих лет образование ассоциировалось с учебникам, лекциями, доской и мелом. Таким же образом тренинг отождествлялся с наглядной демонстрацией, практическими упражнениями, наборами процедур и руководствами по семинарским занятиям. Специалисты по тренингу знали, как выполнить ту или иную операцию; специалистам по тренингу были известны ответы.

Поскольку они знали логику преподаваемого процесса или системы, естественным казалось предположить, что тот же логический принцип должен быть положен в основу преподавания предмета. В то время как работой такого специалиста было представить ряд фактов, методов и идей,
 
выстроенных в наилучшем логическом порядке, работа учеников заключалась в приобретении знаний посредством повторения и запоминания.
 
Однако объединение ряда факторов привело к внешнему изменению образования и тренинга и проложило дорогу новым идеям и технологиям. Техническое оснащение учебного процесса усложнилось, к услугам учащихся были предложены фильмы, телевидение, компьютеры, аудиокассеты, телетекст, микрофиши, видеодиски, CD-Roms и Интернет. Многие из этих новшеств стимулировали рост интереса к открытому обучению и соответствующим изменениям в системе образования.
Наряду с этим тщательному анализу подверглась роль преподавателя и начались поиски ответов на следующие вопросы.

  • Должна ли каждая учебная сессия быть строго структурированной?
  • Кто должен стоять в центре процесса обучения: учитель или ученик?
  • В какой мере обучение сопряжено с изложением фактов? взглядов? применением навыков?
  • Как можно сделать обучение не пассивным, а активным?
  • Как можно соотнести обучение в классе с реальной жизнью?
  • Можно ли включить в процесс обучения самомотивирующие элементы?

Другим постоянно менявшимся аспектом обучения является концепция группового обучения, взятого как противоположность индивидуальному. Различные специалисты признали, что внутренняя динамика команды или группы создает возможность ее членам учиться друг у друга. Работа в группе может повысить понимание предмета отдельным индивидом и облегчить переход от теоретических вопросов к практике.


Вне области всех этих пересекающихся вопросов нарастало ощущение того, что во многих, если не во всех, сферах образования найдется место для техник, которые фокусируются на учащемся и его понимании предмета, вовлекают его в деятельность внутри группы, соотносят учебу с практикой и практику - с реальной жизнью. Развитие в Соединенном Королевстве GNVQ{GeneralNational Vocational Qualifications) привело к тому, что в разных сферах обучение стало больше основываться на практических занятиях и увязываться с конкретной деятельностью. Еще одной новой разработкой, акцент в которой делается на опыте, была APEL (the Accreditation of Prior Experiential Learning). Общим в этих инициативах является отход от дидактических форм преподавания в сторону техник, которые обеспечивают практический опыт.

Моделирование и игры в некоторой степени приближают создание этих технологий. Они являются одним из способов следовать принципу: Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.


 
 
Моделирование и игра
 
 
Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой технологии является частью более широкого набора техник, изЁестных под общим названием моделирование и игра. Это техники, цель которых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование) либо структурированной системой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал (игра).
В их использовании нет ничего нового. Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить еще в III тысячелетии до н. э., в китайской игре Вей-Хай, известной в настоящее время под японским названием Го, а также в других, более поздних играх - таких как шахматы, которые представляют собой прообраз военных игр. В девятнадцатом веке военные игры приобрели весьма изощренную форму Kriegspiel (игра в войну - нем. - Прим. перев.), в ней были сотни правил и тысячи фигур, и ее использовали при подготовке прусских военных. В наши дни такие военные игры стали компьютерными, и в них играют повсеместно. Подобным образом в начале 1960-х возникли и деловые игры.

Они получили широкое распространение как эффективный метод преподавания ряда дисциплин в школах менеджмента.
К настоящему времени моделирование и игры распространились на школьное образование и работу с молодежью. Возникнув в Америке, а ныне все шире и шире используемые в Великобритании, они практикуются в преподавании географии, истории, химии, математики, общественных наук, религии, политики, а также при изучении стран Третьего Мира - практически везде. Их можно обнаружить
 
14 • Эффективный тренинг с помощью ролевых игр
 
в начальных школах и университетах, в молодежных клубах и профсоюзных аудиториях. Эти игры и моделирования проводятся в самых разнообразных формах. Они могут напоминать карточные игры вроде Снапа или пьяницы, могут походить на Бинго или домино или разыгрываться на доске наподобие Монополии или Змеек и Лесенок.

В моделировании можно использовать картонные макеты, послания, переданные по телфону, письма или памятки; оперировать случайными событиями посредством игральных кубиков или компьютера или можно сделать так, что большая группа игроков изобразит жителей маленького городка и чиновников, с которыми они вступают в контакт.
Многие виды моделирования включают в себя процесс принятия решений учащимися, вовлекают их в общение и переговоры друг с другом. Эти ученики привносят в изучаемую систему человеческий фактор, и от них требуется отреагировать на ситуацию способом, который будет определяться тем, как понимают они и другие участники свои позиции, мотивы и установки - иными словами, их видением своей роли внутри системы. Ролевая игра - это особенный вид моделирования, который фокусирует внимание на процесс межличностного взаимодействия людей.

Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми при различных обстоятельствах.
Отдельные новшества в образовании и тренинге - такие как кабельное телевидение, программированное обучение и, позднее, компьютеры - широко приветствовались как образовательной прессой, так и в средствах массовой информации вообще. Повышенное внимание и реклама сопутствовали нововведениям не только при их появлении, но и значительно дольше.
Еженедельно звучат новые высказывания и комментарии, касающиеся развития этих и смежных с ними областей. Самой последней новинкой является CD-ROM. Однако аналогичная революция произошла и в применении моделирования и игр как образовательных технологий; особенно же быстро распространялись ролевые игры как гибкий, простой и дешевый прием обучения.
Проникновение ролевых игр в различные сферы - школы, колледжи, производственное обучение, молодежные клубы, медицинское и социальное образование - большей частью освещалось скупо и получило скромную рекламу. Можно заподозрить, что сложность и дороговизна привлекают больше внимания, нежели простота. Какой бы ни была причина, недостаточное освещение и критика привели к двум негативным следствиям различного происхождения.

В первом случае речь идет о многих преподавателях, уже готовых использовать в своей работе ролевые игры, но нуждающихся в гиде, который укажет им направление и поможет отличить кратчайшие пути от тупиков. Во втором случае существуют люди, которые уже идут по этой дороге, но хотели бы знать больше о возможностях использования ролевых игр в других контекстах, более эффективных и без тех проблем, что возникают, если проводить упражнения без четкого понимания их особенностей.



Содержание раздела