Давайте поговорим


Но правы ли родители, вынося приговор семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены?
Тест
ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ
В суете повседневной жизни мы нередко не успеваем поговорить друг с другом о воспитании наших детей. Даже когда выпадает свободная минута - не всегда начнем разговор без предлога, без особого повода. Предлагаемый тест, может быть, поможет вам устранить препятствия на пути к разговору.



Надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей.
С детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей.
Самостоятельность детей допустима в строгих пределах.
Детям стоит предоставить свободу выбора во всем, помогая советами.
Детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей.
Нельзя детей посвящать в разногласия взрослых.
Напротив позиций, с которыми вы не согласны, поставьте знак в соответствующей графе, и, наоборот, места напротив принимаемого мнения оставьте пустыми. Вы теперь видите, в чем ваши взгляды сходны, а в чем нет. Остается только выяснить - почему.
Если хотите узнать, какие методы воспитания предпочитают дети, то предложите им заполнить таблицу. Получите интересную тему для разговора.
Тест
ГДЕ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ?
Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи (рис. 49). Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает.

Готово?
Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить.

Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье?


Тест
БАБУШКА И ДЕДУШКА


Хорошо ли вы знаете своих родителей в роли воспитателей своих детей? Данный тест поможет вам в этом разобраться.

  1. Если ваши дети захотели мороженое или конфеты, как вы думаете, бабушка или дедушка удовлетворит их желание?

а) Если это перед едой, то нет;
б) Да, но лишь изредка;
в) Почти всегда.

  1. Дети разбрасывают вещи, игрушки. Как поступят ваши родители?

а) Сделают замечание;
б) Потребуют немедленно все собрать;
в) Сами приведут все в порядок.

  1. Как поступят дедушка или бабушка, если их внуки употребят какие-то обидные, грубые слова?

а) Запретят впредь говорить так;
б) Если это случится еще раз, то накажут;
в) Не обратят внимания или попытаются все обратить в шутку.

  1. Как дедушка или бабушка воспитывает у внуков стремление к труду?

а) Личным примером;
б) Требовательностью;
в) Они стремятся освободить их от труда.

  1. Как они поступают, если дети просят купить им какую-то игрушку?

а) Обещают, но не спешат с покупкой;
б) Все зависит от ее стоимости;
в) Они сразу же исполняют желание внуков.

  1. Учит бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?

а) Всегда объясняют, чт хорошо, а что плохо;
б) Ругают;
в) Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.

  1. Внучка, вытирая пыль, случайно разбивает любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?

а) Поможет собрать осколки;
б) Строго отчитает;
в) Запретит впредь вытирать пыль.

  1. Каково отношение стариков к проявлению самостоятельности внуков?

а) Поощряют с малых лет;
б) Им нравится это качество;
в) Они считают, что внуки еще слишком малы.

  1. Внуки должны помочь очистить школьный двор. Что в таком случае говорит им бабушка или дедушка?

а) Советуют получше стараться;
б) Вообще не обсуждают этот вопрос;
в) Ворчат, что уборка двора - не их дело.

  1. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?

а) Ругают их за это;
б) Наказывает тем, что лишает какого-то лакомства или запрещает делать то, что им нравится;
в) Встает на сторону детей.
Обработка результатов на с. 550.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
УПРЯМСТВО
Почитайте отрывок из беседы мамы с психологом. Попробуйте определить, как быть с таким ребенком.
С некоторых пор малыша будто подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: Нет! Не буду!, Не хочу!.



Попробуй ему в чем-то отказать - он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести?
Мнение психолога
Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным (вообще-то он хороший, но иногда как упрется...), а может стать чертой характера (он всегда нарочно все делает наоборот...).
Типичные причины таковы:
Ситуативное упрямство
- Ребенку неприятно то, что предлагает ему взрослый: он действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.
- Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя чувствует.
Прежде всего подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например, выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще десять минут, и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда я получу деньги). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно. Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.
Тогда в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

  1. Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше объяснение должно быть честным и убедительным. Помните, чо пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.
  2. Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, что требуется, например, выпейте горячего молока с пенками.

Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно. (Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будем его пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять...). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете право ребенка считать иначе. Увещевания типа почему ты не любишь есть капусту - ведь она такая вкусная бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки - и забудем о ней.

Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет. Уничижающие высказывания типа что это за парень, который не ест все подряд - не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

  1. Иногда ребенка можно подкупить: Закапаем эти противные капли, а потом я тебе дам конфету. Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной - сладкой конфетой.
  2. Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру в игру: предложить дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.
  3. Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом (смотри, какая машина проехала за окном), событием (как славно играют эти собачки) или просто неожиданным поворотом мысли (а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?).
  4. Иногда помогает и ход от противного: Только не вздумай выпить это молоко! Иначе мне ничего не достанется. Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивиться и поинтересоваться, куда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил Серый Волк,- прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

Характерное упрямство
Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжения, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: А ты что хочешь?, Что собираешься делать?.

Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.
Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни - это примерно то же, что для старших 5-7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе.

С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.
Пятилетний ребенок, скажем, вполне может решить сам:

  • что он будет есть на ужин (из имеющихся на столе блюд) и в каком количестве;
  • чем он займется в свободное время - порисует, повозится с конструктором или с пластилином, и что именно он будет собирать или лепить;
  • какую книжку хочет посмотреть;
  • кого пригласить в гости на день своего рождения;
  • спать с игрушками или без них;
  • куда пойти сегодня погулять;
  • какое платье или рубашку надеть, какую прическу сделать и т. д.
  • Как и взрослый человек, ребенок имеет право:
  • быть не в духе;
  • иметь свои вкусы и привычки, собственную точку зрения;
  • иметь в доме угол, где он может поддерживать милый его сердцу порядок или беспорядок;
  • распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению.

Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную авторитарность взрослых - это попытка защитить себя, свою независимость.



Содержание раздела