Но правы ли родители, вынося приговор семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены?
Тест
ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ
В суете повседневной жизни мы нередко не успеваем поговорить друг с другом о воспитании наших детей. Даже когда выпадает свободная минута - не всегда начнем разговор без предлога, без особого повода. Предлагаемый тест, может быть, поможет вам устранить препятствия на пути к разговору.
Надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей.
С детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей.
Самостоятельность детей допустима в строгих пределах.
Детям стоит предоставить свободу выбора во всем, помогая советами.
Детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей.
Нельзя детей посвящать в разногласия взрослых.
Напротив позиций, с которыми вы не согласны, поставьте знак в соответствующей графе, и, наоборот, места напротив принимаемого мнения оставьте пустыми. Вы теперь видите, в чем ваши взгляды сходны, а в чем нет. Остается только выяснить - почему.
Если хотите узнать, какие методы воспитания предпочитают дети, то предложите им заполнить таблицу. Получите интересную тему для разговора.
Тест
ГДЕ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ?
Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи (рис. 49). Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает.
Готово?
Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить.
Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье?
Тест
БАБУШКА И ДЕДУШКА
а) Если это перед едой, то нет;
б) Да, но лишь изредка;
в) Почти всегда.
а) Сделают замечание;
б) Потребуют немедленно все собрать;
в) Сами приведут все в порядок.
а) Запретят впредь говорить так;
б) Если это случится еще раз, то накажут;
в) Не обратят внимания или попытаются все обратить в шутку.
а) Личным примером;
б) Требовательностью;
в) Они стремятся освободить их от труда.
а) Обещают, но не спешат с покупкой;
б) Все зависит от ее стоимости;
в) Они сразу же исполняют желание внуков.
а) Всегда объясняют, чт хорошо, а что плохо;
б) Ругают;
в) Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.
а) Поможет собрать осколки;
б) Строго отчитает;
в) Запретит впредь вытирать пыль.
а) Поощряют с малых лет;
б) Им нравится это качество;
в) Они считают, что внуки еще слишком малы.
а) Советуют получше стараться;
б) Вообще не обсуждают этот вопрос;
в) Ворчат, что уборка двора - не их дело.
а) Ругают их за это;
б) Наказывает тем, что лишает какого-то лакомства или запрещает делать то, что им нравится;
в) Встает на сторону детей.
Обработка результатов на с. 550.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
УПРЯМСТВО
Почитайте отрывок из беседы мамы с психологом. Попробуйте определить, как быть с таким ребенком.
С некоторых пор малыша будто подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: Нет! Не буду!, Не хочу!.
Попробуй ему в чем-то отказать - он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести?
Мнение психолога
Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным (вообще-то он хороший, но иногда как упрется...), а может стать чертой характера (он всегда нарочно все делает наоборот...).
Типичные причины таковы:
Ситуативное упрямство
- Ребенку неприятно то, что предлагает ему взрослый: он действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.
- Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя чувствует.
Прежде всего подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например, выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще десять минут, и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда я получу деньги). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно. Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.
Тогда в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:
Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно. (Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будем его пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять...). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете право ребенка считать иначе. Увещевания типа почему ты не любишь есть капусту - ведь она такая вкусная бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки - и забудем о ней.
Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет. Уничижающие высказывания типа что это за парень, который не ест все подряд - не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.
Характерное упрямство
Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжения, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: А ты что хочешь?, Что собираешься делать?.
Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.
Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни - это примерно то же, что для старших 5-7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе.
С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.
Пятилетний ребенок, скажем, вполне может решить сам:
Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную авторитарность взрослых - это попытка защитить себя, свою независимость.