Хороший ли вы воспитатель?


Пусть вас это не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли и убеждений. Послушание, удобное для взрослых,- свойство натуры, но не оно главное.

Гораздо ценнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать. Что необходимо знать?

  • Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.
  • Как правило, фаза упрямства заканчивается после трех лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на второй год жизни.
  • Мальчики упрямятся сильнее и чаще, чем девочки.
  • Приступ упрямства чаще всего происходит в первой половине дня.
  • В фазе упрямства приступ случается у детей по пять раз в день. У некоторых - до 19 раз!
  • Если дети по достижении трех лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о фиксированном упрямстве. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка.

Что могут сделать родители?

  • Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали нет, оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

Тест
ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?
В табл. 17 найдите свой вариант ответа на каждый вопрос.


Таблица 17

№ п/п
Вопросы
Да, всегда, в любом случае, регулярно, безусловно и т.п.
Иногда, в некоторых случаях, изредка, отчасти, в меру необходимости и т.п.
Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т.п.
I.
Отвечаете ли вы на некоторые вопросы ребенка: Я покажу тебе, когда ты подрастешь?
     
II.
Даете ли ребенку деньги на мелкие расходы?
     
III.
Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли вы причину?
     
IV.
Позволяете ли вы детям помогать по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?
     
V.
Считаете ли вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми?
     
VI.
Пользуетесь ли вы любым случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка?
     
VII.
Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых?
     
VIII.
Считаете ли вы, что ребенка нельзя обманывать?
     
IX.
Считаете ли вы, что маленьким детям следует объяснять все жизненные ситуации?
     
X.
Читаете ли вы книги по воспитанию детей?
     
XI.
Считаете ли вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны?
     
XII.
Случается ли вам грозить наказанием ребенку, если он оставит на тарелке что-нибудь?
     
XIII.
Стараетесь ли вы способствовать тому, чтобы у детей развивалось чувство независимости и уверенности в себе?
     
XIV.
Умеете ли вы разделить радость ребенка?
     
XV.
Охотно ли вы проводите свое свободное время с детьми?
     
XVI.
Любите ли вы демонстрировать таланты своих детей?
     
XVII.
Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас же послушались?
     
XVIII.
Если ваш ребенок раскапризничался, способны ли вы сохранить полное спокойствие?
     
XIX.
Легко ли вы завязываете дружеские отношения с товарищами своих детей?
     
<

p> Обработка результатов на с, 550.
Тест
ВАША ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕТЯХ
Приведем суждения, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье. Отметьте, с какими суждениями вы согласны (да), а с какими не согласны (нет).

  1. Рождение ребенка - это благотворная встряска, новые впечатления.
  2. Радость в доме.
  3. Возможность проявить свою нежность, заботу.
  4. Риск для здоровья.
  5. Большая физическая нагрузка.
  6. Ребенок - это детская ласка, привязанность к отцу, матери.
  7. Ребенок - помощник в семье, опора в старости.
  8. Возможность вырастить образованного, интересного человека.
  9. Ребенок - наследник всего хорошего во мне.
  10. Трудность воспитания, обучения.
  11. Разлад, напряжение в семье.
  12. Материальные затруднения.
  13. Ребенок - надежда и будущее родителей.
  14. Необходимость на время оставить работу, коллектив.
  15. Бессонные ночи.
  16. Ребенок - это возможность проявить свой воспитательный потенциал.
  17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.
  18. Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.
  19. Радость материнства (отцовства).
  20. Возня с пеленками, кашками.
  21. Ребенок - проблема жилья.
  22. Ребенок - самый благодатный объект вложения наших сил.
  23. Родить ребенка, значит, столкнуться с трудностями устройства в ясли, сад.
  24. Завести ребенка - значит, привязать себя к дому.
  25. Дети - это потеря лучшей части нашей жизни.
  26. Ребенок придает смысл жизни.
  27. Дети - это волнения за их судьбу, будущее.
  28. Сложность дать хорошее образование, профессию.
  29. Это самый близкий человек в горе и радости.
  30. Зависимость от бабушек и дедушек.
  31. Дети - это гордость родителей.
  32. Дети - это веселые игры, содержательный досуг.

Обработка результатов на с. 551.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ДЕТИ - ГАРАНТИЯ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека:

  • потребность в покровительстве, заботе о другом человеке, защите слабого;
  • потребность воспроизведения своего я в детях-
  • потребность в психологической гарантии от одиночества и беспомощности в старости;
  • желание быть неповторимым для кого-то;
  • потребность в игре, уходе от профессиональной и внесемейной деятельности (забот);
  • потребность учить другого, передавать ему опыт-- потребность в любви и нежности.

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ЧЕГО РОДИТЕЛЯМ ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Нет единого на все случаи жизни правила о том как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения.

Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ.
Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в расстроенных чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовHл их хотя бы просто по невежеству.
Итак, давайте запомним, чего нельзя делать, так же, как мы помним заповедь Не убий!.
Не унижай ребенка! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть? и так далее.

Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.
Не угрожай! Мы иногда говорим: Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь! или Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!. Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас.

Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведение ребенка.
Не вымогай обещаний! Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь,- и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: Ты же пообещал!.

Она не знает одного - обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра - угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем.

Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.
Не опекай излишне! Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может.

Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно. Следует принять как девиз: Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам.
Не говори слишком много! Излишне многословные объяснения означают для ребенка: Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню. Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я...



Содержание раздела