Пусть вас это не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли и убеждений. Послушание, удобное для взрослых,- свойство натуры, но не оно главное.
Гораздо ценнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать.
Что необходимо знать?
Что могут сделать родители?
Тест
ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?
В табл. 17 найдите свой вариант ответа на каждый вопрос.
№ п/п |
Вопросы |
Да, всегда, в любом случае, регулярно, безусловно и т.п. |
Иногда, в некоторых случаях, изредка, отчасти, в меру необходимости и т.п. |
Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т.п. |
I. |
Отвечаете ли вы на некоторые вопросы ребенка: Я покажу тебе, когда ты подрастешь? |
|||
II. |
Даете ли ребенку деньги на мелкие расходы? |
|||
III. |
Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли вы причину? |
|||
IV. |
Позволяете ли вы детям помогать по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет? |
|||
V. |
Считаете ли вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми? |
|||
VI. |
Пользуетесь ли вы любым случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка? |
|||
VII. |
Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых? |
|||
VIII. |
Считаете ли вы, что ребенка нельзя обманывать? |
|||
IX. |
Считаете ли вы, что маленьким детям следует объяснять все жизненные ситуации? |
|||
X. |
Читаете ли вы книги по воспитанию детей? |
|||
XI. |
Считаете ли вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны? |
|||
XII. |
Случается ли вам грозить наказанием ребенку, если он оставит на тарелке что-нибудь? |
|||
XIII. |
Стараетесь ли вы способствовать тому, чтобы у детей развивалось чувство независимости и уверенности в себе? |
|||
XIV. |
Умеете ли вы разделить радость ребенка? |
|||
XV. |
Охотно ли вы проводите свое свободное время с детьми? |
|||
XVI. |
Любите ли вы демонстрировать таланты своих детей? |
|||
XVII. |
Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас же послушались? |
|||
XVIII. |
Если ваш ребенок раскапризничался, способны ли вы сохранить полное спокойствие? |
|||
XIX. |
Легко ли вы завязываете дружеские отношения с товарищами своих детей? |
Обработка результатов на с. 551.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ДЕТИ - ГАРАНТИЯ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека:
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ЧЕГО РОДИТЕЛЯМ ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Нет единого на все случаи жизни правила о том как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения.
Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ.
Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в расстроенных чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовHл их хотя бы просто по невежеству.
Итак, давайте запомним, чего нельзя делать, так же, как мы помним заповедь Не убий!.
Не унижай ребенка! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть? и так далее.
Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.
Не угрожай! Мы иногда говорим: Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь! или Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!. Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас.
Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведение ребенка.
Не вымогай обещаний! Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь,- и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: Ты же пообещал!.
Она не знает одного - обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра - угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем.
Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.
Не опекай излишне! Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может.
Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно. Следует принять как девиз: Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам.
Не говори слишком много! Излишне многословные объяснения означают для ребенка: Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню. Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я...