Профессиональное будущее вашего ребенка


Ознакомившись с ними, проанализируйте следующие рекомендации психологов по развитию творческих способностей вашего ребенка,
Признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка.
Уважать желание ребенка работать самостоятельно.
Уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности сына или дочери.
Предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.
Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей ребенка.
Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.
Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.
Исключать какое-либо давление на ребенка, создавать раскрепощенную обстановку.
Одобрять результаты деятельности сына или дочери в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности.
Подчеркивать положительное значение индивидуальных различий вашего ребенка.
Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.
Демонстрировать свой энтузиазм в какой-либо области деятельности.
Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников.
Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не обнаруживающий особых успехов в учении, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.
Помогать находить ребенку в его фантазиях связь с реальным миром.
Извлекать максимальную пользу из его хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
Проявлять терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.
Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми старше его по возрасту.
Постоянно убеждать ребенка, что вы для него являетесь единомышленником, а не противником.
Тест
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок.



Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем (женой) и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.
Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней - 4 и так далее.

Оценка 2 балла - самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, интеллектуальная способность) разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.). Найденные параметры способностей вашего ребенка могут также оказаться полезными и в том случае, если ваша девочка (мальчик) имеет склонность к новым, оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять.

Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: Молодец, ты умеешь творчески мыслить!.
Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития. Конечно, анкета не охватывает всех проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов, перечисленных в анкете, и других способностей. Структура способностей вашего ребенка представляет также исследовательский интерес.



Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается западение какой-либо способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.

Такая картина способностей вполне естественна.
I. Интеллектуальные способности

  1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
  2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
  3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных Oаучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
  7. Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два.
  8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.
  10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
  12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новбе и неожиданное.

II. Художественные способности

  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
  6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

III. Музыкальный талант

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

IV. Способности к занятиям научной работой

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  3. Обладает выше средней способностью в понимании абстрактных понятий, в установлении обобщений.
  4. 4. Хорошая моторная координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  5. После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.
  6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его эксперимент не получился.
  7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  8. Уделяет много времени созданию собственных проектов (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т. д.).
  9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

V. Литературное дарование
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.



Содержание раздела