Ознакомившись с ними, проанализируйте следующие рекомендации психологов по развитию творческих способностей вашего ребенка,
Признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка.
Уважать желание ребенка работать самостоятельно.
Уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности сына или дочери.
Предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.
Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей ребенка.
Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.
Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.
Исключать какое-либо давление на ребенка, создавать раскрепощенную обстановку.
Одобрять результаты деятельности сына или дочери в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности.
Подчеркивать положительное значение индивидуальных различий вашего ребенка.
Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.
Демонстрировать свой энтузиазм в какой-либо области деятельности.
Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников.
Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не обнаруживающий особых успехов в учении, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.
Помогать находить ребенку в его фантазиях связь с реальным миром.
Извлекать максимальную пользу из его хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
Проявлять терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.
Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми старше его по возрасту.
Постоянно убеждать ребенка, что вы для него являетесь единомышленником, а не противником.
Тест
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок.
Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем (женой) и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.
Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней - 4 и так далее.
Оценка 2 балла - самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, интеллектуальная способность) разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.). Найденные параметры способностей вашего ребенка могут также оказаться полезными и в том случае, если ваша девочка (мальчик) имеет склонность к новым, оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять.
Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: Молодец, ты умеешь творчески мыслить!.
Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития. Конечно, анкета не охватывает всех проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов, перечисленных в анкете, и других способностей. Структура способностей вашего ребенка представляет также исследовательский интерес.
Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается западение какой-либо способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Такая картина способностей вполне естественна.
I. Интеллектуальные способности
II. Художественные способности
III. Музыкальный талант
IV. Способности к занятиям научной работой
V. Литературное дарование
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.