в) Просите ее сначала вам представить;
г) Готовите ей отдельную комнату;
д) Больше не говорите на эту тему;
е) Находите это нормальным.
а) Поддерживать друг друга;
б) Все рассказывать друг другу;
в) Очень часто драться;
г) Рассказывать что-то один другому, но только самую малость;
д) Не делиться никакими проблемами;
е) Не осуждать действия сестры (брата).
а) Овладеть чувством юмора;
б) Иметь немного твердости;
в) Иметь немного элегантности;
г) Обладать усердием;
д) Быть немного сумасшедшим;
е) Изменить свой образ жизни.
а) Курит марихуану;
б) Водит машину без прав;
в) Провалил вступительные экзамены;
г) Заразился СПИДом;
д) Гоняет на мотоцикле без шлема;
е) Ворует бумажники?
а) Напоминаете ему о вашей молодости;
б) Сделав вид, что не поняли, переспрашиваете;
в) Идете взглянуть на себя в зеркало;
г) Устраиваете ему скандал;
д) Не разговариваете с ним;
е) Рассказываете ему о своих родителях.
Типологию матери смотрите на с. 552.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ОТ СУПЕРМАМЫ ПО МАМЫ-ДЕСПОТА
После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили 5 основных типов матерей.
Разумеется, приведенные пять типов матерей представляют собой крайние случаи. Каждый из них иначе формирует личность и характер своего ребенка. Супермама воспитывает малыша практичным, сообразительным, охотно решающим новые проблемы. Ребенок мамы-деспота бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным.
Замученная мама воспитывает ребенка интеллектуально неразвитым, не умеющим себя вести в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего. Почти мама хорошо выполняет свои обязанности только в первые месяцы жизни ребенка, когда же появляется вопрос развития его умственных способностей (примерно к 14 месяцам жизни), она не в силах справиться с новой, сложной для нее задачей.
И если ребенок супермамы продолжает хорошо развиваться, то ребенок почти мамы задерживается в развитии.
Попробуйте оценить по приведенным критериям модель общения с вашим ребенком.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ
Это радостное событие доставляет массу трудностей и хлопот родителям. Раньше младенец спокойно лежал или сидел в своей кроватке, играл с теми игрушками, которые ему дала мама,- значит, был в окружении безопасных, стерильных предметов. К тому же он не нарушал порядка в доме и его владения ограничивались манежем.
Иначе вырастет хлюпик, а не сильная личность.
Бабушка: главное - безопасность.
О порядке в доме придется забыть. Первостепенные заботы теперь в другом: вдруг он разобьет бутылку и порежется, вдруг съест лекарства, вдруг упадет со стола. Нет, так рисковать здоровьем ребенка нельзя! Нужно убрать от него все опасные предметы и все время следить за ним.
Современные родители легкомысленный и рассеянный народ, на них ребенка даже страшно оставлять. Начитались каких-то книжек о новых методах воспитания, по которым ребенка надо бросать на произвол судьбы.
Мама: главное - порядок.
Я просто физически не могу все время за ним ходит.,, вытаскивать его из разных углов. Мне и без этого забот хватает. И потом, попробуйте у него отнять то, что он взял, или не пустить его туда, куда он хочет! Он же кричит, устраивает сцены. Упрямый стал - сил нет!
Все опасные вещи убрать невозможно, он везде лезет. Единственный выход - это манеж. Пусть учится ходить в манеже, грызет погремушки. И следить не надо, и ребенок в безопасности, и порядок в доме.
А я могу чувствовать себя спокойно, не вздрагивать от малейшего шума или писка. Пусть хоть кто-нибудь подумает о моих нервах.
Ознакомьтесь с мнением психолога на с. 554.
Тест
КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...
Всмотритесь в схематическое изображение лиц на рис. 50 и по некоторым деталям попробуйте определить эмоциональное состояние в каждом случае. Проверьте правильность ответов на с. 556.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет исключительно в женском обществе: дома - я и мои подруги, в детском саду - нянечки и воспитательницы, в школе ни разу не разговаривал с мужчиной.
Могут ли в таких условиях сформироваться мужские черты характера?
Что вы посоветуете ребенку и себе? Сравните свои рассуждения с мнением психолога на с. 563.
Тест
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
С помощью простых наблюдений и ответов на вопросы попробуйте сами определить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Развитие познания
Базовый опыт ребенка
Языковое развитие
Уровень эмоционального развития