Технология деятельностей составляет базу для оценок индивидами друг друга и для их самооценок; технология выделяет системы подлежащих оценке свойств.
В социологии для пояснения описываемых явлений используется язык ролевой теории [58]. Существуют объективно детерминированные развитием общественных отношений и производительных сил места, или позиции, к которым предъявляются определенные требования, или ожидания. Ожидания, различающиеся по степени обязательности, формализованности, отчетливости, составляют роль.
Поведение человека, занимающего определенную позицию, расценивается как ролевое и подлежит оценке с точки зрения соответствия ожиданиям. Роль и есть не что иное, как структурная единица технологической системы общества. Относительно роли, как и относительно технологии, индивиды взаимозаменяемы. С технологической, ролевой точки зрения безразлично, какой именно индивид оказывается студентом, рабочим, спортсменом или ученым какой бы индивид не занимал соответствующую позицию, к нему будут предъявляться одни и те же требования. Можно сказать, что все равны перед технологией, как все равны перед законом.
Закон, право - это тоже технология, регулирующая взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности.
Взаимозаменяемость индивидов в рамках технологии обеспечивает тождественность систем оценок других людей и самооценок.
Психологический анализ вскрывает существенно иную реальность деятельности.
Технологически индивид - необходимое условие трансформации материала в продукт, психологически - сама технология оказывается лишь способом удовлетворения его, индивида, потребности, продукт оказывается его, индивида, целью или мотивом, т.е. тем, к чему он стремится, а материал - условием самого процесса.
"Деятельность, - пишет А.Н.Леонтьев, - входит в предмет психологии, но не особой своей "частью" или "элементом", а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [75, 92].
В этой цитате как раз и указывается основное условие трансформации технологии деятельности в ее психологию.
Всяким конкретный индивид застает, конечно же, готовую технологическую систему общества, однако присвоить ее он может лишь одним способом: найдя в ней форму удовлетворения его жизненных потребностей. Соответственно оценки и самооценки будут для индивида тем значимее, чем в большей степени он превратился из элемента технологии в субъекта, деятельностно удовлетворяющего свои потребности. В этой трансформации меняется и самосознание индивида: субъективно оно перестает быть формой регистрации своего соответствия технологическому процессу.
Поскольку ожидаемый продукт превращается в мотив или цель, постольку соответствие технологии превращается в самосоответствие. Вопрос: соответствую ли я технологическим требованиям превращается в вопрос: соответствую ли я (мои способности, качества) самому себе (моим мотивам, целям).
Субъект превращается в условие реализации или актуализации самого себя.
Важно отметить, что сами выделяемые для оценки параметры остаются прежними - это параметры, заданные технологией деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ И СМЫСЛ "Я"
Согласно разработанной А.Н.Леонтьевым концепции, личностный смысл одновременно входит в два движения, в две системы связей. Своим происхождением личностный смысл обязан процессам, происходящим вне сознания субъекта, он возникает в его реальной жизнедеятельности, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. Однако в структуре сознания личностный смысл вступает в новые связи - в связи с другими составляющими сознания - и выражает себя в значениях и эмоциональных, чувственных переживаниях (чувственной ткани).
"Я", рассматриваемое действующим субъектом как условие самореализации, также приобретает личностный смысл.
Сказанное можно пояснить схемой, на которой личностный смысл занимает место вершины одновременно в двух треугольниках (рис. 1). Нижний треугольник отражает то обстоятельство, что действующий субъект осмысляет себя самого как условие достижения его собственных целей и мотивов.
В этом случае смысл входит в движение реальной деятельности субъекта. Верхний треугольник очерчивает связи смысла "Я" с другими составляющими сознания, т.е. ограничивает связи, возникающие внутри сознания.
Учитель пытается соотнести в сознании ученика его неуспех с мотивом "быть примерным в учении", но такого мотива нет; поэтому негативная оценка осмысляется лишь в контексте мотива быть приятным учителю (авторитету) или родителям или не вызвать насмешки сверстников. Формула оценки: "Ты плох, потому что не стараешься быть (не являешься) примерным учеником". Формула самооценки: "Я плох, потому что не способен вызвать симпатии и уважение учителя (родителей, сверстников)". Поведение, результирующее из самооценочной формулы, может быть совсем иным, чем предполагалось оценкой. (Школьник может "заболеть", чтобы вызвать сочувствие родителей, или дерзить, чтобы оправдать плохое отношение учителя, или совершать рискованные поступки, чтобы вызвать уважение сверстников.)
КОНФЛИКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
ЕДИНИЦА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек, стремящийся лишь к одному какому-то мотиву, не более чем абстракция. Реально человек в любой период своей жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений. С по-взрослением человека число его связей с миром расширяется. При этом "чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой.
Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение" [75, 211]. Одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые в разные жизненные отношения, т.е. в разные деятельности, могут иметь различный личностный смысл: позитивный смысл в отношении к одному мотиву и иной, негативный смысл в отношении к другому.
Этот противоречивый смысл можно назвать конфликтным смыслом действия.