ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ КОНФЛИКТНЫХ СМЫСЛОВ
Анализируя проблему строения и функционирования единиц самосознания, мы рассматривали в контексте смыслообразующего фактора столкновение двух мотивов, образующих разные и противоречивые смыслы одного и того же действия. Но не только мотивы в строгом смысле последнего термина (идеальный или материальный предмет, побуждающий деятельность) придают направленность человеческой деятельности. Идеалы, социальные нормы, ценности, собственные личностные черты так или иначе детерминируют эту направленность личности. Таким образом, и в противоречии могут оказаться не только мотивы.
А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс соподчинения мотивов может проявляться в "несоизмеримо более сложных и "спрятанных формах" [75, 188], нежели простое противоборство мотивов. Возникает вопрос: какие же это личностные образования?
К проблеме природы конфликтного смысла можно подойти и несколько иначе.
Обычно мы пытаемся на основании известных характеристик личности высказать предположения о возможных действиях человека и, наоборот,по действиям судим о его личности. Возможен и другой, менее традиционный способ анализа:понять личность не через те или иные действия, а через отказ от каких-то действий. Вряд ли кто-то будет оспаривать, что отказ от сулящего выгоду, но бесчестного поступка или отказ от перехода на новое, более перспективное место работы не открывает чего-то в личности человека. Пока в фокусе анализа находится лишь единичный отказ - сделать это иногда трудно, но вот за анализом более или менее полной системы таких отказов явно проступает личность человека.
Это и понятно, поскольку такие "минус"-действия - тоже человеческие поступки. Для некоторых сфер жизни общества именно "отказы" имеют первостепенное значение. Так, люди соблюдают законы по разным причинам - одни потому, что уважают их, и потому, что принципы, зафиксированные в законе, совпадают с их собственными моральными и нравственными принципами, другие соблюдают законы из опасения возможных санкций со стороны общества.
Важно, что в структуре личности и в сознании и тех и других существуют своего рода внутренние преграды на пути свершения противоправных действий. Можно утверждать и обратное: по крайней мере, те, кто сознательно нарушает законы, не имеют таких внутренних преград. На это фактически указывает видный советский криминолог В.Н.Кудрявцев, который пишет о заниженности "порогов" сознания у правонарушителей и видит один из путей профилактики преступлений "в повышении величины порога накопления отрицательной информации" [64].
Затронутая проблема имеет, однако, более широкое значение, нежели то, которое возникает применительно к проблемам криминологии. Дело в том, что внутренние преграды могут препятствовать не только социально нежелательным, но и социально желательным действиям, их влияние может быть как позитивным, так и негативным с точки зрения эффективного функционирования личности и ее развития - в зависимости от того, что именно преграждается и что служит преградой.
В общем, абстрактном виде ситуацию внутреннего конфликта обсуждал К.Левин. Рассматривая три типа конфликтных ситуаций, К.Левин выделил среди них такую, в которой одному и тому же полюсу соответствует и положительный, и отрицательный вектор [199]. По Левину, примером может служить ситуация, в которую попадает человек, вынужденный выполнять неприятные для него действия за вознаграждение.
В цитированных исследованиях по изучению когнитивного диссонанса фактически воспроизводилась схема К.Левина. Явному и позитивному "вектору" (мотив послушания экспериментатору) соответствовал скрытый негативный "вектор" - представление о самом себе и морально-нравственные ценности. В когнитивистских исследованиях, однако, систематически не изучалась природа тех личностных образований, которые потенциально могут служить преградой осуществления действий и образуют конфликтный смысл.
Какие же образования личности могут выступать в роли внутренних преград?
В таком случае можно ожидать, что в этой роли могут выступить такие личностные образования, как идеалы, нормы, ожидаемые санкции, черты личности, самооценка.
Выяснить структуру внутренних преград и проверить, в частности, выдвинутые предположения можно разными путями: путем анализа биографии человека, с помощью клинических наблюдений, экспериментов, путем анализа проективной продукции, а также с помощью специальных квазиэкспериментальных приемов. В этом последнем случае исследователь, апеллируя с помощью специально сформулированных вопросов к сознанию, памяти и воображению испытуемого, получает возможность изучать объект по его косвенным проявлениям.
Настоящее исследование строилось именно таким способом. В задачу входили анализ состава внутренних преград или, иначе, выявление личностных образований, определяющих конфликтность личностных смыслов.
Мы исходили из того, что человеку, конечно же, трудно не только прямо сообщить, но и отчетливо осознать всю систему личностных препятствий при совершении тех или иных действий, при достижении тех или иных мотивов. Зато человек, по-видимому, может без особого труда оценить степень трудности преодоления той или иной конкретной преграды ради достижения чего-то для него важного. По характеру же ситуаций, которые могут оказаться трудными или легкими, можно судить не только об общем типе "преградных" ситуаций, но и косвенно - о стоящих за ними личностных образованиях.
МЕТОДИКА
Был собран банк вопросов, включающий 128 формулировок гипотетических преград (шкалы внутренних преград). Общая структура вопроса была следующей: насколько трудно ради чего-то для Вас важного совершить... (далее следовала формулировка преграды, т.е. описание специфических действий или обстоятельств, потенциально преградных для той или иной личности). Открытая форма вопроса "ради чего-то для Вас важного" без указания, ради чего именно, каждому испытуемому позволяла домысливать разные и значимые именно для него мотивы деятельности. Тем самым вопрос делался приемлемым для людей с разной мотивацией. Вопросы1 включали различные по характеру преграды, такие, как потенциально значимые мотивы, негативные санкции со стороны общества, идеалы личности, субъективные состояния и т.д.
Часть вопросов отсылала испытуемых к конкретным действиям и обстоятельствам, т.е. внешней преграде (например: "Насколько трудно ради чего-то для Вас важного пойти в компанию, которой Вы неприятны?"). Другая часть вопросов отсылала испытуемых непосредственно к внутренней преграде ("Насколько трудно сделать что-то, что противоречит Вашим идеалам человека?"). Испытуемые должны были выставить балл субъективной трудности на шкале от 1 (совсем не трудно) до 7 (непреодолимо трудно).
Из описания методики ясно, что испытуемые могли непроизвольно или полупроизвольно завышать или, наоборот, занижать балл трудности и тем самым искажать действительный вес преграды. Нас, однако,не интересовали индивидуальные результаты и, следовательно, не беспокоили возможные искажения подобного рода. Предполагалось, что если тот или иной испытуемый и будет непроизвольно искажать данные, то это искажение должно носить систематический характер, т.е. искажаться должны преграды определенного типа и в определенном направлении.
Поскольку в качестве метода обработки планировался факторный анализ данных большого числа испытуемых, эти искажения не должны были помешать выявлению факторной структуры, которая и была бы экспериментальным выражением структуры типичных преградных ситуаций и внутренних преград.
1 Часть вопросов была получена путем переформулирования вопросов из ряда опросников, другая часть содержала оригинальные вопросы.
Вторую выборку испытуемых составляли 134 человека обоего пола, в возрасте преимущественно 19-25 лет, студенты гуманитарного вуза. В эксперименте с ними использовалась современная версия шкал внутренних преград (88 пунктов), состоящая из вопросов, отобранных в результате анализа данных первой выборки. 40 человек из числа первой выборки отвечали на вопросы Шкал внутренних преград также по двум дополнительным инструкциям: 1) оцепите трудность описанных здесь ситуаций так, чтобы это соответствовало Вашему идеалу самого себя (инструкция на идеальное "Я"); 2) оцените трудность описанных здесь ситуаций так, чтобы у постороннего человека могло создаться о Вас наиболее благоприятное мнение (инструкция на социально-желательное "Я").